Суббота, 23.09.2017, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  города Астаны

Меню сайта
Категории раздела
Объявления [39]
Объявления
Наш опрос
Какое качество личности учителя кажется Вам наиболее ценным?
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Октябрь » 26 » Пленарные доклады на международной научно-практической конференции «Этнопедагогические основы образования: теория и практика»
17:24
Пленарные доклады на международной научно-практической конференции «Этнопедагогические основы образования: теория и практика»
Волков Геннадий Никандрович, действительный член РАО, академик
Калмыцкий Государственный Университет
 
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
 
Сила народной педагогики – в невообразимо огромном, просто колоссальном многообразии идей, подходов, форм, действий, занятий, методов, приемов и т.д. И еще – в совокупном, комплексном их взаимодействии. Все это легко рассмотреть в тех самых уже упоминавшихся факторах: слово, дело, общение, обычаи (традиции), пример. Насколько же многообразно слово в народной педагогике! В современных советских условиях оно стало еще многобразнее и сильнее благодаря двуязычию, многоязычию. Слово действенно на разных уровнях воспитания. На всех уровнях. Это потешки, считалки, поговорки, пословицы, речитативы, загадки, песни, сказки… У народа распределены и функции воспитателей в применении словесных форм воздействия. Конечно, это сделано не очень точно и не очень строго. Песня – дело матери, сестер, пословица – деда, сказка – бабушки, загадка – отца, считалка – сестер, братьев… Всем есть дело, всем есть место. Нет никого, кто не имел бы постоянных обязанностей в семейной педагогике.
 
 
 
Абдыкаримов Болат Абдыкаримович, д.п.н., профессор,
Казахского Агротехнического университета им С.Сейфуллина, г.Астаны
 
 
ДЖАДИДИЗМ - ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
 
 «…Духовное дарование человека будет тогда усовершенствованно, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во всё быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого; в третьих, когда он будет искусен и в выполнении совершеннейших дел; в четвёртых, когда он будет уметь крсноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого»,- говорил Я.А.Коменский (1; 34). В этих словах великого педагога, на наш взгляд и состоит основная задача обучения и воспитания. Нам нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда всё правильно воспринимать, оценивать, анализировать, критически осмысливать. Особенно это касается нашей истории, исторических фактов, их влияния на формирование мировоззрения подрастающего поколения.
 
 
 
 
Г.Х. Ибрагимова, профессор
Ташкентского государственного экономического университета,
доктор педагогических наук, Узбекистан
 
 
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
 
 
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Духовно-нравственные ценности складываются веками, собирая по крупице воспитательные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму. Из века в век происходит умножение духовных ценностей, что является фактом огромного социального и культурного значения как в масштабе нации, так и в масштабе всего человечества. Академик Г.Н. Волков, говоря об исторической эволюции ценностей, считает важным иметь в виду общечеловеческие, вечные, непреходящие ценности. Ценности представляют собой сферу нравственности, они, взаимодействуя, формируют друг друга. Фундаментом духовно-нравственного развития, по мнению Г.Н. Волкова, является усвоение элементарных норм человеческого общежития: неприкосновенность личности, неприкосновенность чужих и общественных вещей, трудовое обслуживание самого себя, этикет и товарищеское отношение к людям, бережное отношение к природе и продуктам человеческого труда, учение и общение с искусством
 
 
 
Калыбекова А., заведующая кафедрой «Общей педагогики и этнопедагогики»
ЮКГУ им.М.Ауезова, академик АГН РК, доктор педагогических наук, профессор
 
 
Проблемы использования средств народной педагогики казахов в пратике учебно-воспитательного процесса школы
 
 
Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи в нашей стране, ибо в них выкристаллизовался вековой опыт воспитания молодежи в семье. Народная мудрость не только содержит ценные мысли о воспитании ребенка, о формировании его личности, о привитии юному поколению любви к труду, благородных нравственных качеств, светлых идеалов, взглядов и убеждений, тонких эстетических чувств и вкусов, но и указывает в каком возрасте, какими приемами и методами следует прививать эти благородные человеческие качества. Обычаи и традиции, ритуалы, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером в семье соблюдают, поддерживают принципы и идеи выраженные в них. Каждая поговорка, пословица, каждый ритуал, обычай, если они разумны, правильно применимы, соответствуют духу и традициям казахской семьи, если они понятны и близки сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком.
 
 
 
Қожахметова Клара Жантөреқызы, Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университетінің
ғылым және халықаралық байланыстар жөніндегі проректоры, п.ғ.д., профессор
 
Наурыз мейрамының танымдық ерекшеліктері
 
 
«Мен қазақпын, бір биік белеспін мен, Европа да, Азия да емеспін мен. Аралықпын жетінші материктей, Бірақ барша халықпен тең өстім мен» - деп, Жұбан ақын жырлағандай, қазақ елі Еуропа мен Азияны жалғастырып тұрған алтын көпір іспеттес. Алайда, кескін-келбеті азиялықтарға ұқсастығымен-ақ, шығыстық мәдениет өкілі екенін ұқтырады. Қазақ халқы ұлт ретінде ғаламдану үрдісіне төтеп беруі үшін өзіндік ерекшеліктері мен ұлттық құндылықтарын сақтай, дәріптей, жас ұрпаққа насихаттай отырғанда ғана қол жеткізері анық. Бүкілхалықтық мереке саналатын – Наурыз мейрамы халқымызда ұлттық нақышқа ие жаңа жыл мерекесі. Яғни, қар еріп, күн жылып, халықтың қыстан шығып, «жазғытұрым, қыстың сызы қалмағанын» ескеретін мейрам. Белгілі этнограф-жазушы С.Кенжеахметұлы «Жеті қазына» кітабында «Наурыз – ежелгі мәдениетті, дамыған елдің бірі парсының нау – жаңа, рыз – күн, яғни жаңа күн деген сөзінен шыққаны көпке бұрыннан-ақ белгілі. Бұл қазіргі күннің есебі бойынша наурыздың 22 жұлдызына сәйкес келеді. Қазақтар да бұл күн – жаңа жыл, ырыс, береке, мереке, жыл басы деп есептейді. Ұлыстың ұлы күні жұрт жұмыс істемейді, сапарға шықпайды, іс тікпейді, құрылыс не басқа бір іс бастамайды, ешкімді ренжітпейді, ренжімейді, дауыс көтермейді, әбес сөйлемейді, кір жумайды, шарап ішпейді, құрбан шалмайды, құран оқымайды. Бұл күні барлық даланы Қызыр ата аралайды», - деп жазған. Наурыз мерекесі – Шығыс елінің бүкілхалықтық мейрамы. «Ұлыстың ұлы күні» аталу себебі де сондықтан. Наурыз мерекесінің жыл басы ретінде тойлануына байланысты түрлі пікірлер мен дәйектер бар. Шығыстың күн есебі бойынша Наурыз – жылдың алғашқы айы.
 
 
 
Курманбаева Майра Жаноразовна, к.п.н.,
директор ИПК и ПКСО г. Астаны
 
 
«МЫҢ БАЛА» - ПРОЕКТ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ
 
Перед школой в настоящее время стоит задача возрождения традиционной культуры воспитания и творческого использования этнической педагогики в учебно-воспитательном процессе. Система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Казахстана. К сожалению, работая в школе, все чаще приходится сталкиваться с незнанием учащихся родного языка, истории и культуры своего народа, его обычаев, традиций. Поэтому очень важно приобщить учащихся к духовной культуре народа, формировать устойчивый интерес к ней, воспитывать чувство патриотизма, восхищение талантом и мудростью родного народа. Обеспечение этнокультурной преемственности, превращение культурного потенциала нации в достояние каждого человека необходимо потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки новых поколений к реальной жизни, к созидательной, подлинно гуманистической деятельности.
 
В связи с этим обучение и воспитание учащихся следует рассматривать в тесном единстве научной педагогики с народной. Академик Г.Н. Волков считает, что «в условиях полиэтнического общества этнопедогогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов, именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям… Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания».
 
 
 
 
Муналбаева Умитхан Дауренбековна, доктор педагогических наук,
директор Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен»
 
 
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
 
 
Обращаясь к сегодняшним проблемам этносоциального воспитания в Казахстане, необходимо отметить, что эти идеи не являются принципиально новыми для казахстанского школьного образования. Прецеденты сближения идей народного (национального) и этносоциального воспитания уже были в истории педагогической теории и практики Казахстана. Но эти попытки являлись теоретическими, на уровне философских и культурологических концепций, и, в порядке исключения, в довольно непродолжительные периоды эти идеи реализовывались в разных моделях обучения и воспитания. С развитием теории этносоциального воспитания в XIX столетии обозначились две тенденции, которые наблюдаются и в данное время – «народная» и «космополитическая». «Космополитическую» идею воспитания развивал культуролог, публицист и педагог М.Драгоманов, который всегда отстаивал идею преимущества культурных универсальных ценностей над национальной исключительностью. Необходимо подчеркнуть, что М.Драгоманов никогда не отвергал национальное, считая его конечным элементом общечеловеческого синтеза, он объединял его в своей универсальной формуле: «Космополитизм – в идеях и целях, национальность – в основе и формах» [5]. «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996), подчеркивая полиэтническую многоликость казахстанской культуры, ставит вопрос об ответственности страны за сохранение этнического своеобразия и самобытности национальных культур народов, проживающих на территории государства [1, с. 5]. В концепции указано, что «представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства».
 
 
 
 
Панькин Аркадий Борисович, д.п.н., проф., зав. кафедрой педагогики
Калмыцкого государственного университета
 
 
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
 
 
Определение стратегии развития образования предполагает осмысление пройденного пути, извлечение необходимых исторических уроков. Специфика российской цивилизации, её история определили особенность процессов, которые осуществлялись в течении XX столетия в различных сферах, в том числе и в образовании. Целостное рассмотрение процессов позволяет определить ряд повторяющихся, следовательно, достаточно устойчивых закономерностей. Историки образования (7,73), уже с начала XVIII века, выделяют, прежде всего, парный характер преобразований российского образования, когда после реформы, ставящей целью существенную трансформацию всей системы просвещения – изменение философии, содержания образования, - неизменно осуществляется стабилизирующая контрреформа, преследующая цель возвращения к прежним ориентирам, несколько осовремененным в соответствии со спецификой социально-политической ситуации. Эта же закономерность прослеживается и в истории развития школ стран СНГ, школ с этнокультурным содержанием образования. В ходе стабилизации, обычно, сворачивается этнокультурно ориентированная деятельность системы образования. Так, в XX веке выделяются три реформы-контрреформы образования, в том числе и школ с этнокультурным содержанием образования. В 1917 – 1931 гг. – кардинально преобразуется вся система просвещения. С 1918 г. «школа национальных меньшинств» получает полноправное место в школьной системе. В 20-30 годы - создаются коренизированные школы, широко используется «национально-региональный компонент». В 1930-1940 гг. – необходимость понимания друг друга правительством и народами приводит к стабилизирующей контрреформе, унифицирующей систему образования страны. Конец 50-х – вторая половина 60-х (содержание реформы отражено в Законе «Об укреплениии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г.). Развиваются национальные школы. С 1962 года руководство страны, продолжая процесс формирования единого советского народа с единым языком обучения и общения, закрывает национальные классы. Формируется единый советский народ, унифицированная система образования, разрушается система этнокультурного образования. Реформа 1984 г. («Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы») носила характер контрреформы.
 
 
 
Тесленко А.Н., зав.кафедрой социализации личности ИПКиПК СО г.Астана
доктор педагогических и социологических наук, профессор
 
 
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
 
 
Культурное многообразие стало центральной характеристикой современного общества, и значимость этой категории в ближайшем будущем будет только расти. Толерантность и уважение к правам других является частью современной социально-политической атмосферы казахстанского общества, а вариативность и плюрализм в социокультурной жизни выступают необходимой частью формирующегося гражданского общества. В современном мире, пронизанном процессами мобильности больших социальных групп населения и изменений социальной структуры, нередко настороженность к представителям групп меньшинств или иммигрантам перерастает в нетерпимость, которая проявляется не только на бытовом уровне, но и на уровне общественных институтов, в установках и практической деятельности государственных структур, СМИ. Одним из способов либерально-демократического противодействия этой опасной тенденции стали в последние годы идея и практика мультикультурализма. Мультикультурализм предполагает «официальное признание существования различных этнических групп внутри границ государства, и в нем проявляется озабоченность и внимание правительства к вопросам ущемления прав и равенства, за решение которых государство несет ответственность перед своими гражданами». В отличие от ставки на ассимиляцию мультикультурализм исходит из возможности и даже полезности параллельного сосуществования этнических общин, представляющих собой различные культуры. Задача общественных институтов состоит в том, что чтобы максимально облегчить возможность такого существования, создав для этого благоприятные материальные и правовые условия. При этом полиэтничность и поликонфессиональность общества, а также вхождение постсоветских стран в международное социально-правовое поле подчинено императиву противодействия дискриминации, расизму, экстремизму и терроризму. Так, например, формирование новой казахстанской гражданственности становится одной из актуальнейших проблем, затрагивающих основы государственности и национальной безопасности. Данная проблема приобретает особую актуальность в молодежной среде в связи с тем, что сознание значительной части молодежи не зашорено ценностями тоталитарного государства. С другой стороны, на рубеже тысячелетий подверглась изменению и прежняя парадигма социализации. Основой «индустриальной» парадигмы социализации был человек, жестко прикрепленный к социальной группе, которая, в свою очередь, подчинялась детерминантам технико-производственного характера. Постиндустриальная эпоха знаменуется переворотом во всех отношениях: оно связано, во-первых, с переходом от малоподвижных социально-групповых «монолитов» (классов) к динамичным малым группам временного (функционального) характера, идентификация индивида с которыми всегда условна, а, во-вторых, с новым статусом социокультурных, ментальных факторов, духовного производства в целом. Гарантии, которые давались базисно-надстроечным детерминизмом, превращающим процесс социализации в довольно упрощенную процедуру включения природно-биологического индивида в социальную среду сегодня несостоятелен. Общество вообще, а постиндустриальное в особенности лишено того единого основополагающего центра, вокруг которого вращается социальная жизнь
 
 
Просмотров: 1562 | Добавил: Levchenko | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Block title
Block content
Корзина
Друзья сайта
  • Ручная ковка 
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  •