Структура портфолио педагога - Форум (общение на сайте)
Суббота, 10.12.2016, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  города Астаны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Деятельность кафедры » Структура портфолио педагога (для педагогов, идущих на аттестацию)
Структура портфолио педагога
АхметжановаДата: Понедельник, 17.01.2011, 14:45 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
В 2010-2011 учебном году учителя, аттестующиеся на 1 и высшую категории, должны подготовить следующие портфолио:
Түсінік хат
Портфолио (portfolio – ағылшын сөзі.) – портфель сөзі – маңызды құжаттар үшін арналған папка деген мағынаны білдіреді.
«Шетелдің жаңа сөздігінде» портфолио визиттік карточка есебінде қолданылады, яғни, адам туралы ақпарат, ұйымның белгілі құжаттарының жинағы, жұмыс үлгілері деп түсіндіреді.
Мұғалім портфолиосы дегеніміз не? Бұл оқытушының педагогикалық қызметінің сапасы мен жетістіктері туралы дәлелді құжаттары.
Қолданыстағы атауы: мұғалім портфолиосы, педагог портфолиосы, электронды портфолио
Мұғалім портфолиосын жасау. Бұл дәстүр қайдан пайда болған? Жауап: Бұл өмір қажеттілігінен яғни, білім сапасын үздіксіз көтеріп отыру талаптарынан деуге толық негіз бар. Портфолио оқытушы жұмысының нәтижесіне мониторинг жасау үшін білім беру мекемелерінің әкімшілігіне аса қажет, бір жағынан педагогтың өзін-өзі бақылауы және білімін көтеріп отыруы үшін де маңызды.
Мұғалім портфолиосын құрудың негізгі принциптері:
• жүйелілік;
• мәліметтердің нақтылығы мен ауқымдылығы;
• ақпараттың объективтілігі;
• көрнекілік.
Портфолионың негізгі мақсаты – мұғалімнің кәсіби өсуінің мониторингінің , кәсіптік нәтижелерінің, жетістіктерінің талдауын қамту;
Портфолио мұғалімнің өз қызметіндегі әр түрлі – оқыту, тәрбиелеу, шығармашылық, өз білімін көтерудегі нәтижелерін жинауына көмек береді.
Портфолио
• Мұғалімнің біліктілік категориясын көтеруіне, бекітуіне және оқу жылының қорытындысы бойынша марапатталуына;
• Педагогтың кәсіби шеберлігінің өсуі туралы ақпараттың көзі болып табылады.
Мұғалім портфолиосы файлдары бар арнайы папкада жасақталады. Портфолиоға салынған әр материалда күннің жады, яғни (уақыт) көрсетіліп отыруы тиіс. Портфолио құрамы әдістемелік бірлестік жетекшісінің немесе мұғалімнің өзінің алдына қойған міндеттері негізінде жасалады.
Портфолионы электронды түрде де жасауға болады. Электронды түрі құжаттардың сканерленген қосымша электронды кестелер, педагог пен оқушы жұмысының электронды файлдары (жобалар, сабақ түрлері және т.б.) түрде жасалынады.
Портфолио педагогтың сол білім мекемесінде жұмыс атқарған уақытындағы директордың орынбасарларының қатысуымен және өз күшімен жасақталады.
Мұғалім өз портфолиосын ұжым алдында таныстыруына болады, бұл бір жағынан кәсіптік қызметінің қорытындысымен бөлісу болса, әрі жас мамандар үшін үлгі бола алады.
Портфолионы педагогтың жеке құжаттарының көрінісі ретінде де қабылдауға болады. Педагог басқа білім мекемесіне жұмыс ауыстырған жағдайда жинақтаған портфолиосы қосымша материал немесе нұсқаулық (нұсқау хат) ретінде қолданыла береді.
Директордың оқу тәрбие ісі жөніндегі орынбасары өзінің функциональді міндеттеріне:
• педагогтарды портфолиомен жұмыс жасау технологияларымен (материал таңдау, оларды жүйелеу, жеке жетістіктерін көпшілік алдында айтуға дайындау) оқытуға;
• педагогқа жан-жақты көмек көрсетуге; (дайындаған материалдарын және жұмысының жетістіктерін талдау, марапаттау);
• мұғалім портфолиосындағы материалдардың мазмұндылығы туралы ұжымды ақпараттандыруға (мұғалімнің кәсіби дамуының деңгейі туралы);
Портфолио әдісін енгізу әр мұғалімнің жеке траекториялы кәсіби дамуының мониторингін танытуға, қызметінің нәтижесін толық көрсетуге, бағалы тәжірибесін таратуға, кәсіби шеберлігінің өсуіне және педагог еңбегінің көтерілуіне көмек береді.
Педагогты аттестаттау портфолиосын құру бойынша жаднама
«ҚҰЖАТТАР» ПОРТФОЛИОСЫ
Құрылымы:
1 бөлім. Педагог туралы жалпы мәлімет.
2 бөлім. Педагогтың кәсіби жетістігінің нәтижесі.
1 бөлім. Педагог туралы жалпы мәлімет.
• Сыртқы беті:
- фото (5х6),
- тегі, аты, әкесінің аты,
- диплом бойынша мамандығы;
- жұмыс орны, атқаратын қызметі;
- білім беру ұйымындағы еңбек өтілі,
- үкімет наградалары, грамоталар мен алғыс хаттары, кәсіби жетістіктері туралы халықаралық, республикалық және қалалық дәрежедегі дипломдары;

• аттестаттау парағы (Ереженің 8 - қосымшасына сәйкес формасы бойынша);
• жеке куәлігінің және құжаттарының көшірмесі;
• білімі туралы диплом көшірмесі;
• ғылыми атағы туралы дипломының көшірмесі;
• еңбек кітапшасының көшірмесі;
• бұрын берілген біліктілік санаты туралы куәлігінің көшірмесі;
• мамандығы бойынша біліктілікті арттыру курсынан өткендігі туралы құжаттарының көшірмесі;
• қосымша пән бойынша курстан өткен құжаттарының көшірмесі;
• алған (берілген) біліктілік санаты және оны растауға берілген педагог қызметкердің өтініші (Ереженің 1-қосымшасына сәйкес түрі бойынша).
Ескерту: барлық құжаттардың көшірмесі білім мекемесі басшысының қолы, мөрімен расталады.
2 бөлім. Педагогтың кәсіби жетістіктерінің нәтижесі және оқушыларының білім жетістіктері
Педагогтың кәсіби өсуі мен кәсіби қызметінің қорытындысы бойынша бекітілген, сертификатталған құжаттары (соңғы 5 жыл ішінде):
• үкімет наградалары куәлігінің көшірмесі;
• дипломдар мен грамоталардың көшірмесі;
• алғыс хаттарының көшірмесі;
• сертификаттары мен куәліктерінің көшірмесі;
Оқушылардың білім алудағы жетістіктері арқылы (соңғы 5 жыл ішінде) педагогтың кәсіби қызметін бекітетін нәтижесі, сертификатталған құжаттары:
• дипломдар мен грамоталардың көшірмесі;
• алғыс хаттарының көшірмесі;
• сертификаттары мен куәліктерінің көшірмесі;

«ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ» ПОРТФОЛИОСЫ
Құрылымы:
1 бөлім. Педагогикалық іс-тәжірибесі туралы құжаттары.
2 бөлім. Педагогтың ғылыми-әдістемелік қызметі.
3 бөлім. Кәсіби қызметінің нәтижесін сараптық бағалау.

«Педагогтың шығармашылық» портфолиосының мазмұны

1 бөлім. Педагогикалық іс-тәжірибесі туралы құжаттары.
• Педагогтың кәсіби өсуінің жеке жоспары 3-5 жылға арналған;
• Педагогтың озық іс-тәжірибе материалдарының бір формасын ұсыну:
- педагогикалық іс-тәжірибесін сипаттау;
ұсыну формасы: эссе, шығармашылық есеп;
- өз тақырыбы бойынша мұғалімнің оқу-әдістемелік құралы ( авторлық бағдарлама, дидактикалық материалдар жинағы, әдістемелік нұсқаулық, жұмыс дәптері т.б.);
● жаңа мазмұнға сай педагогикалық технологияларды пайдаланылған сабақ үлгілері мен өзін-өзі талдаулары. (5-тен көп емес);
● пән бойынша сыныптан тыс жұмыстардың үлгілері мен өзін-өзі талдаулары. (3-тен көп емес);
2 бөлім. Педагогтың ғылыми-әдістемелік қызметі.
• Педагогикалық оқуларға, дөңгелек үстелдерге, ғылыми-тәжірибелік конференцияларға, семинарларға, шығармашылық конкурстарға қатысқандығын дәлелдейтін материалдары, баяндамалары, көпшілік алдында сөйлеген сөздерінің тезистері және бағдарламалары және тағы басқалар;
• әдістемелік кеңестің, әдістемелік бірлестіктің, шығармашылық топтың отырыстарындағы баяндамалары, көпшілік алдында сөйлеген сөздерінің тезисі;
• бұқаралық ақпарат құралдарында, ағымдағы баспасөздерде жарияланған ғылыми-әдістемелік материалдары;
• тәжірибелік қызметтерге қатысқандығы туралы бұйрықтың көшірмесі;
• оқу-әдістемелік кешендердің, оқу бағдарламасының сараптама жұмыстарына қатысқандығы туралы қолда бар анықтамалар;
3 бөлім. Кәсіби қызметінің нәтижесін сараптық бағалау.
• Педагогикалық қызметін және оның нәтижелерінің түрлерін, қолданған педагогикалық технологияларын, бағалау құралдарын талдау;
кері байланыс жұмысының материалдары:
- сабақтан тыс шаралар және ашық сабақтар (5-тен кем емес)
- оқушылардың сұрақ-жауап, сауалнамалары,
- ата-аналардың сұрақ-жауап, сауалнамалары;
• педагогикалық қызмет өнімдеріне сараптамалық пікірлер;
• білім беру ұйымы әкімшілігі растаған оқушылардың соңғы үш жыл ішіндегі оқу жетістіктерінің талдауы:
- сынып журналы негізінде жасалынған пәнінің орташа талдау көрсеткіші;
- соңғы 5 жыл көлемінде пән бойынша жоғары оқу орнына (ЖОО) түскен оқушылардың пайызы, грант бойынша да;
• оқытатын пәні бойынша сабақтан тыс қызметіндегі нәтижелерінің мониторингі. (5жыл көлемінде)
- Халықаралық, республикалық, қалалық, аудандық, олимпиадалардың, конкурстардың, жарыстардың, конференциялардың, фестивальдардың жеңімпаздары мен жүлдегерлерінің пайыздық көрсеткіші.

Портфолио бөлімдері

1. Басылымдар (таблица түрінде)
№ Мақала атауы Басылым атауы, күні, № жылы

2. Педагогтың ғылыми-әдістемелік қызметі (таблица түрінде)

№ Жұмыс атауы Оқу-әдістемелік құралдарының түрлері ( авторлық бағдарлама, дидактикалық материалдардың жинағы, әдістемелік нұсқаулық, жұмыс дәптері т.б. Сынақ нәтижесі Күні

3. Педагогикалық іс-тәжірибелерді жинақтау, тарату (шебер- сыныптар, семинарлар, байқаулар, конференциялар, дөңгелек үстелдер, көрмелер) (таблица түрінде)

№ Шаралар Қалалық, республикалық, халықаралық деңгейде Дәлелдейтін құжаттар Күні

4. Өткізілген ашық сабақтардың қорытындысы (5-тен көп емес) (таблица түрінде)

№ Пән Тақырып Сынып/топ Сабақ бойынша ұсыныс, пікірлер Сабаққа қатысушының аты-жөні,
қызметі Күні


5. Сабақтан тыс қызметтің қорытындысы (3-тен көп емес) (таблица түрінде)

№ Қызмет мазмұны Дәлелдейтін құжаттар Сынып/топ Сараптама қорытындысы Күні

6. Сыныптан тыс қызметінің пән бойынша қорытындысы (марапаттары, грамоталары, дипломдары, куәліктері) (таблица түрінде)

№ Пән Шаралар Нәтиже Дәлелдейтін құжаттар Күні

7. Оқушылардың оқу жетістігінің динамикасы (соңғы 3 жыл) (таблица түрінде)

№ Пән Сынып/топ Сараптау түрі Нәтиже (білім сапасы) Күні

8. Кері байланыс нәтижелері ( сауалнамалар, пікірлер) (таблица түрінде)

№ Бағалауға қатысушылар Бағалау пәні Сараптау түрі Сараптау жұмысының нәтижесі Күні

Ескерту: №7 тараудан басқа тараулар соңғы 5 жыл көлемінде жасақталады


Пояснительная записка
Портфолио (от англ. portfolio) - портфель, папка для важных документов.
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации или досье – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
Ключевые слова: портфолио учителя, портфолио педагога, электронный портфолио
Создавать портфолио учителя. Откуда появилась такая традиция? Ответ: из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Основными принципами составления портфолио учителя являются:
• системность;
• полнота и конкретность представленных сведений;
• объективность информации;
• презентабельность.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности - обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
• повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
• своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения.
Портфолио может быть в электронной версии. Электронная версия портфолио оформляется в виде: электронных таблиц с приложением отсканированных документов, подтверждающих наличие тех или иных наработок и достижений; электронных файлов с работами педагога и учащихся (проекты, разработки и пр.).
Портфолио собирается самим педагогом при непосредственном участии одного из заместителей директора школы в течение всего периода работы в данном образовательном учреждении.
Возможна и даже желательна публичная презентация портфолио учителя перед коллегами, что обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности и будет служить образцом для начинающих педагогов.
В виде специального вкладыша материалы портфолио можно включить в личное дело педагога. При смене места работы и переходе в иное образовательное учреждение оно может выполнять функции своего рода рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов.
В функциональные обязанности одного из заместителей директора школы по учебно-воспитательной работе целесообразно включить:
• обучение педагогов технологии работы с портфолио (отбор материалов, их систематизация, подготовка к публичной презентации собственных достижений);
• оказание всесторонней помощи педагогам, готовящим материалы и заинтересованным в поощрении собственной деятельности по результатам анализа их достижений;
• информирование коллектива о содержании материалов учительских портфолио (т.е. об уровне профессионального развития учителя).
Таким образом, внедрение метода портфолио поможет целенаправленно осуществлять мониторинг индивидуальной траектории профессионального развития каждого учителя, создать полный банк результатов его деятельности, выявить наиболее ценный опыт для дальнейшего распространения.

Памятка по составлению портфолио педагога к аттестации

1. ПОРТФОЛИО «ДОКУМЕНТОВ»
Структура:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.
Раздел 2. Результаты профессиональных достижений педагога.
Содержание разделов портфолио «Документов»
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.
• Титульный лист:
- фото (размер 5х6),
- фамилия, имя, отчество,
- специальность по диплому;
- место работы, занимаемая должность;
- стаж работы в данной организации образования,
- правительственные награды, грамоты, благодарственные письма, дипломы о достижениях в профессиональных мероприятиях городского, республиканского и международного уровней;
• аттестационный лист (по форме согласно приложению №8 «Правил аттестации педагогических работников»);
• копия документа, удостоверяющего личность;
• копия диплома об образовании;
• копия диплома, удостоверения о присвоении научного звания;
• копия трудовой книжки;
• копия удостоверения о присвоенной ранее квалификационной категории;
• копии документов о прохождении курсов повышения квалификации по заявленной специальности;
• копия документа о прохождении курсов по дополнительным дисциплинам;
• заявление педагогического работника на подтверждение или присвоение квалификационной категории (по форме согласно приложению №1 «Правил аттестации педагогических работников»).
Примечание: все копии документов заверяются подписью руководителя и печатью данной организации образования.

Раздел 2. Результаты профессиональных достижений педагога и образовательных достижений его обучающихся.
Сертифицированные документы, подтверждающие результаты профессиональной деятельности и профессионального роста педагога (за последние 5 лет):
• копии удостоверений правительственных наград;
• копии грамот, дипломов;
• копии благодарственных писем;
• копии сертификатов, свидетельств;
Сертифицированные документы, подтверждающие результаты профессиональной деятельности педагога через образовательные достижения учащихся (за последние 5 лет):
• копии грамот, дипломов;
• копии благодарственных писем;
• копии сертификатов, свидетельств.

2. ПОРТФОЛИО «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Структура:
Раздел 1. Материалы о педагогическом опыте.
Раздел 2. Научно-методическая деятельность педагога.
Раздел 3. Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности.

Содержание портфолио «Педагогическое творчество»
Раздел 1. Материалы о педагогическом опыте.
• План индивидуального профессионального развития педагога на 3-5 лет;
• материалы обобщения педагогического опыта педагога (в одной из форм):
- описание педагогического опыта педагога; форма представления: эссе, творческий отчет;
- учебно-методические издания педагога по теме опыта (авторская программа, сборник дидактических материалов, методические рекомендации, рабочая тетрадь и т.д.);
• разработки уроков, связанные с освоением нового содержания и технологий обучения в рамках темы опыта с обязательным самоанализом (не более 5-и);
• разработки внеклассных мероприятий по предмету с обязательным самоанализом (не более 3-х).
Раздел 2. Научно-методическая деятельность педагога.
• Программы, тезисы выступлений, докладов и пр. материалов подтверждающих в участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, педагогических чтениях и пр.;
• тезисы выступлений, докладов на заседаниях методических объединений, методических советов, творческих групп;
• публикации научно-методических материалов в периодической печати, средствах массовой информации;
• копия приказа об участии в экспериментальной деятельности;
• справка об участии в экспертизе учебно-методических комплексов, учебных программ (при наличии).
Раздел 3. Экспертная оценка результатов профессиональной деятельности.
• Анализ различных видов собственной педагогической деятельности и её результатов, используемых педагогических технологий, инструментов оценивания; материалы обратной связи:
- открытых уроков и внеурочных мероприятий (не более 5-и),
- анкет - опросников учащихся,
- анкет - опросников родителей;
• отзывы экспертов на продукты педагогической деятельности;
• анализ учебных достижений учащихся за последние 3 года, заверенный администрацией организации образования:
- средний балл по преподаваемому предмету на основе анализа классных журналов;
- средний балл ЕНТ или выпускных экзаменов за последние 5 лет и в сравнении со среднегородским;
- процент учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету на грант;
• мониторинг результатов внеурочной деятельности по преподаваемому предмету за последние 5 лет:
- количество победителей и призеров районных, городских, республиканских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и пр.

РУБРИКАТОР ПОРТФОЛИО

1. Публикации (за последние 3 года) (в виде таблицы)
№ Название статьи Название периодического издания, дата опубликования

2. Продукты научно-методической деятельности педагога (за последние 5 лет) (в виде таблицы)
№ Название работы Учебно-методического издания (авторская программа, сборник дидактических материалов, методические рекомендации, рабочая тетрадь, и т.д.) Экспертное заключение Дата

3. Формы обобщения и распространения собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конкурсы, конференции, круглые столы, выставки) (в виде таблицы)
№ Мероприятие Уровень участия (городской, республиканский, международный) Подтверждающий документ Дата

4. Результаты проведения открытых уроков (не более 5-и) (в виде таблицы)
№ Предмет Тема Класс/ Группа Выводы и рекомендации по уроку Ф.И.О., должность и место работы, посетившего урок Дата

5. Результаты проведенных внеклассных мероприятий по предмету (не более 3-х) (в виде таблицы)
№ Содержание деятельности Класс/ Группа Выводы и рекомендации Подтверждающий документ Дата

6. Результаты внеурочной деятельности учащихся по предметам (награды, грамоты, дипломы, свидетельства) (в виде таблицы)
№ Предмет Мероприятие Результат Подтверждающий документ Дата

7. Динамика учебных достижений учащихся за последние 3 года (в виде таблицы)
№ Предмет Класс/
Группа Форма экспертизы Результат
(качество знаний) Дата

8. Результаты обратной связи (анкетирование, отзывы) (в виде таблицы)
№ Участники оценивания Предмет оценки Форма экспертизы Результат на основе аналитической обработки экспертных работ Дата

Примечание: все разделы заполняются в динамике за последние 5 лет, кроме раздела №7.

Ахметжанова Г.Г.
тел: 497943

 
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Деятельность кафедры » Структура портфолио педагога (для педагогов, идущих на аттестацию)
Страница 1 из 11
Поиск: