Четверг, 08.12.2016, 11:52
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  города Астаны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Самопознание » РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание» (РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»)
РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:16 | Сообщение # 16
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
«Самопознание» как предмет нацелен на развитие нравственно – духовной культуры личности ребенка и подростка, осознание смысла своей жизни, освоение высшего предназначения человека через познание своего «Я» - самопознание.

я изучала предмет самопознание. Это просто здорово. В обстановке доверия и открытости можно говорить обо всем, о наболевшем. Это не урок, это просто общение и жизнь...

это хорошо, что в наших школах появится такой нужный предмет как самопознание. только человек, умеющий жить в гармонии с окружающим миром, имеющий адекватную самооценку, благожелательно настроенный, может достичь настоящего жизненного успеха. и в этом призван помочь предмет самопознание


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:16 | Сообщение # 17
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
«Дети, их настоящее и будущее — это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают в жизни наши сыновья и дочери — пойдут ли они дорогою добра, будут ли приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или встанут на путь разрушения», - считает Первая Леди страны Сара Алпысовна Назарбаева.
Сара Алпысовна Назарбаева – президент фонда «Бөбек», автор проекта «Самопознание». Эксперимент по апробации и внедрению программы нравственно-духовного образования «Самопознание» успешно реализуется в нашей республике с 2001 года. Основная идея разработки экспериментального предмета «Самопознание» заключается в приобщении детей, подростков, юношества к нравственно – духовным ценностям в процессе обучения и воспитания. «Самопознание» как предмет нацелен на развитие нравственно – духовной культуры личности ребенка и подростка, осознание смысла своей жизни, освоение высшего предназначения человека через познание своего «Я» - самопознание.
Координацию, руководство и контроль над апробацией программы нравственно-духовного образования «Самопознание» осуществляет Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бөбек», основанный в 1997 году по инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой. Он представляет собой уникальный образовательный комплекс нового типа, где есть все необходимые условия для гармоничного развития Человека и качественного образования.
В структуру Центра входят 4 подразделения:
• Институт гармоничного развития человека
• Гуманитарный колледж «Самопознание» гармоничного развития Человека
• Школа-гимназия «Самопознание»
• Детский сад
Центр «Бобек» расположен в живописных окрестностях Алматы, в экологически чистой зоне, у подножия гор Заилийского Алатау на высоте 850 метров над уровнем моря на территории в 18,5 гектаров.
В 2010-2011 учебном году предмет «Самопознание» вводится в учебные планы во всех уровнях образования (детские сады, школы, вузы), призван решить проблемы возрождения общечеловеческих ценностей в современном обществе и стать основой нравственно-духовного развития человека.
Цель и задачи предмета «Самопознание» связаны с приобщением детей, подростков, юношества к миру общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Что это означает? Постепенное (поэтапное) знакомство детей и подростков с нормами человеческого взаимодействия и сотрудничества, с принципами общечеловеческой нравственности, формирование и развитие у них навыков гражданской культуры, гуманного общения. Эти знания, навыки, способности будут служить основой для достижения взаимопонимания и согласия с людьми, обретения способности приходить на помощь и оказывать поддержку другим людям. Нравственно-духовное воспитание и образование поможет стать ребенку, подростку оптимистом и быть уверенным в успешности личной судьбы.
В основу «Самопознания» положена идея нравственно-духовного совершенствования, основанная на принципах гуманной педагогики, безусловном признании приоритета Личности. Задачи образовательного проекта многогранны, но их главное предназначение - дать казахстанским детям и молодежи практические навыки эффективного взаимодействия с социальным миром, «вооружить» необходимыми знаниями в области человековедения.
Республиканский эксперимент по апробации и внедрению предмета «Самопознание» начался в 2001 году. Руководство экспериментом осуществляет Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек». В нашей Карагандинской области были в эксперименте 21 площадка.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:20 | Сообщение # 18
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Влияние предмета «Самопознание» на уровень духовно-нравственного развития учащихся первого класса

Учителя предмета «Самопознание»: Примак Л.В., Нестерова О.А.

Современное образовательное направление должно отражать потребности человеческой цивилизации XXI века. Повышение общего уровня образованности общества, ликвидация односторонности в его психологических установках придаёт обществу необходимую стабильность, контактам людей должную толерантность, а каждому человеку – истинную свободу мысли и дела .
Образование XXI века должно представить собой управляемую систему, в которой найдется место и для прошлого, и для настоящего. С этой точки зрения высшая школа предусматривает не только изучение нового, прогрессивного, но и осмысление прошлого и настоящего с новых позиций, с позиций современного общества.
Современный этап развития политической, экономической жизни в условиях демократизации, гуманизации общества характеризуется обострением проблем, связанных с возрождением национального самосознания, духовно-нравственного воспитания в Казахстане. Сегодня система среднего образования в Казахстане на новом витке своего развития. В условиях действия рыночных отношений, возрождения национальных традиций, становится необходимым создание и развитие нового образовательного пространства. Преобразования предполагают осуществление принципа гуманизации образовательного процесса в школах и тем самым реализацию приоритета нравственных качеств личности. Основной целью в современном образовании Казахстана должно стать формирование, развитие человека, обладающего новым мышлением, осознающим себя и индивидуальностью и членом общества, понимающего взаимосвязь между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и человеком, то есть высокоразвитой духовно-нравственной личностью .


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:21 | Сообщение # 19
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Ответственность
4 класс
Интегрированное занятие «Общего развития», модуль «Политика» и предмета «Самопознание»

Учитель самопознания: Нестерова О.А.

"Не ошибается тот, кто ничего не делает"
Народная пословица

Цель: расширять по¬нятие о общечеловеческих ценностях, качествах чело¬века, а именно, об ответственности.

Задачи:
- создать условия для положительного эмоционального настроя учащих¬ся на продуктивную работу, более близкое знаком¬ство учащихся друг с другом и педагога с ними;
- научить учащихся раскрывать свое глубин¬ное «Я», мыслить позитивно и настраи¬ваться на серьезную деятельность, думать, раз¬мышлять и делать выводы, умозаключения;
- это предполагает соблюдение определенных правил, цель которых - формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся на ос¬нове коллективных форм деятельности работать в команде, соблюдать правила этики, прийти к намеченному результату.
Форма проведения – тренинг.
Способ организации - индивидуально-групповой.

Ход:

1.Круг радости (приветствие)
Игра «Давайте поздороваемся» проводится под звуки весёлой музыки (песни).
Ученики по сигналу ведущего начинают хаотич¬но двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздо¬роваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. (Для полноты тактиль¬ных ощущений желательно ввести запрет на разго¬воры во время этой игры.)
2. Наедине с собой
Тест-релакса¬ция «Под небом голубым». Чтение текста педагогом должно проходить под расслабляющую музы¬ку. Ниже приведен сам текст:
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте гла¬за или просто смотрите на экран (слайд голубого неба).
Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Вы почувствуете, как улучшится ваше на¬строение. Теперь окиньте глазами окружающий ландшафт.
Какая из перечисленных ниже картин выглядит для вас наиболее успокаивающей и расслабляющей?
1. Белая заснеженная равнина (слайд, на кото¬ром изображена белая заснеженная равнина).
2. Голубой морской простор (слайд, на котором изображен голубой морской простор).
3. Покрытые зеленью горы (слайд, на котором изображен покрытые зеленью горы).
4. Поле, заросшее желтыми цветами (слайд, на котором изображено поле, заросшее желтыми цве¬тами).
Голубой цвет обладает способностью успокаивать душу. Даже если вы просто представите себе некую картину в голубых тонах, то почувствуете, как ваш пульс замедляется, а дыхание становится более глу¬боким. Другие цвета также имеют определенное зна¬чение. Картина, которую вы нарисовали в своем со¬знании, раскрывает ваш скрытый талант, обретаю¬щийся в глубинах вашего спокойного сознания.
А теперь вернемся в класс. Вспомните кар¬тину, которая вас успокаивала.
После окончания релаксации, учитель обращает внимание на необходимость выбо¬ра учениками определенной картины и только по¬том читается ключ к тесту «Под небом голубым».
1. Белая заснеженная равнина.

Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуацию и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств или объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным, решительным человеком и даже немного провидцем

Прикрепления: 5192137.doc(79Kb)


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 09.11.2010, 20:45 | Сообщение # 20
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Материал взят на сайте "Мир учителя" http://worldteacher.ru/index.php

Поурочный план по самопознанию 1 класс,Раздел-II (10-урок)
Поурочное планирование, Самопознание
Название: Раздел-II "УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ" (10 - урок)
Класс: 1
Год:2010
Страна:Казахстан

АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование начальных представлений учащихся о цен¬ности общения.
Задачи:
- раскрыть смысл понятия «общение»;
- развить стремление к позитивному общению;
- воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим людям.

Круг радости

Учитель читает учащимся стихотворение из Тетради ученика:

Давид Арутюнян.
Каждое утро

Каждое утро встречай, «Доброе утро!» промолвив. Встретившись в полдень с любым, «Доброго дня!» пожелай.
После вечерней зари «Вечером добрым!» порадуй, И, собираясь ко сну, «Ночи вам доброй!» скажи.
Затем предлагает по кругу по-разному поприветствовать друг друга, не повторяясь. Цель этого приема - предоставить детям возможность убедиться в многообразии способов выразить свою вежливость при встрече со знакомым человеком. Далее следует сказать о продолжении знакомства с темой «Азбука общения» и перейти к выполнению задания.

Задание

Цель - выработать критерии поведения в общественных местах, предполагающих соблюдение тишины.
Прослушайте стихотворение. Поняли ли девочки свою ошибку? Расскажите, как надо себя вести в библиотеке.

Наталья Дубина
В библиотеке

Мы ели сухарики В библиотеке,
Слегка накрошили У картотеки.
И в зале читальном, Оберткой шурша,
Мы съели конфету,
Почти не спеша.
Но вдруг наши действия
Стали видны...
Простите, пожалуйста!!!
Мы голодны.

Анализируя ответы учащихся, учитель может спросить о том, где еще необходимо соблюдение тишины. Это поможет сделать вывод, что нельзя разговаривать во время спектакля в театре, во время концерта в концертном зале, во время представления в цирке, во время объяснения учителя и выполнения задания на уроке.

Цитата урока
Добрые слова - это светлый день.
(Казахская пословица)

Казахская пословица в рубрике «Мудрые слова» поможет учащимся осознать, что основой вежливости является доброе слово. Учитель может предложить ребятам проговорить по памяти те пословицы о слове, которые они получили в круге «От сердца к серд¬цу» на предыдущем уроке.

Задание

Цель - сосредоточить внимание учеников на слове как основе вежливости и расширить их словарный запас. В процессе этой работы он пополнится словосочетаниями: будьте добры, будьте любезны, не затруднит ли вас, разрешите вас побеспокоить, заранее благодарен, сердечно благодарю и т.д.
Назовите слова, которые употребляет вежливый человек в речи. Обратитесь к своим одноклассникам, используя вежливые слова.

Наедине с собой

Включив тихую мелодию, учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себе мир, в котором все улыбаются друг другу, взаимно вежливы и внимательны.

Размышление над ситуацией

Учитель предлагает учащимся закончить предложения в рубрике «Подумаем вместе». Для более эффективного выполнения задания он может разделить учащихся на три группы и разыграть обозначен¬ные ситуации, домыслив прерванный текст.
Познакомьтесь с ситуациями. Как поступит вежливый человек?
1. Однажды Аслан решил пойти к Володе. Взрослых дома не было. Уходя из дома, Аслан...
2. Аслан пришел к Володе. Дверь открыла сестра друга. Аслан...
3. С работы пришла мама Володи. Она поздоровалась с Асланом и пригласила пить чай. Аслан...
По окончании работы над заданием учителю следует сделать обобщение. В нем еще раз напомнить ученикам, что о своем уходе из дома всегда можно сообщить запиской или позвонить; во время визита к другу нужно не забыть поздороваться с его родными и попросить разрешения войти; после приглашения пиль чай следует принять его, но не засиживаться допоздна в гостях и не утомлять всех разговорами о себе.

Задание

Составьте словарик вежливого человека.
Задание можно предложить выполнить группами в 4-5 человек, где каждый ребенок внесет лепту 2-3 словами. Слушая результаты работы класс, ребята смогут дополнить друг друга. Далее целесо¬образно выделить время на уроке, чтобы ребята записали в тетрадь те слова, которые запомнили.

Творческая деятельность
Задание в рубрике «Наше творчество» содержит возможность для каждого выбрать воображаемого собеседника и на практике показать, как усвоен урок о вежливости - основе общения. Интерес задания для ребят состоит еще и в том, что они будут не просто придумывать, а и разыгрывать диалог, поэтому целесообразно разбить класс на пары.
Например: ученик и мама, ученик и его друг, ученик и Дед Мороз.
Рассмотрите рисунки. С кем вы хотите поговорить по телефону? Придумайте текст разговора к одному из рисунков.
Резюме
Обобщающим выводом урока послужат «Добрые советы». Учитель может предложить прочитать их нескольким ученикам или прочитать сам. Важно, чтобы дети смогли повторить их и принять как жизненный ориентир. С этой целью учитель может пояснить, что выполнение этих простых правил делает общение с другим человеком приятным.
Вежливость отличает воспитанного человека. Чтобы стать вежливым, нужно
- употреблять в речи вежливые слова;
- не обижать других и не обижаться самому;
- помогать людям;
- не ссориться во время игр с друзьями.

От сердца к сердцу
Приглашая учеников в круг, учитель предлагает им по очереди дать друг другу советы о том, как быть вежливым в классе. Например: «Чтобы быть вежливым с одноклассниками, надо называть друг друга по имени», «Вежливо ведет себя тот, кто не забывает по¬здороваться и попрощаться» и т.д. Выделенные фрагменты пред¬ложений можно проговорить детям как образец единого для всех начала фразы, которую они должны будут закончить.
По завершении высказываний учитель предлагает послушать стихотворение:

Бахыт Искаков
Быть вежливым

Быть вежливым так просто!
Всего лишь - улыбнуться
И от души при встрече Приветствовать людей. Не хмуриться, не злиться, Спешить всегда на помощь, Забыть свои обиды... И будет мир добрей!
В этом стихотворении в поэтической форме переданы основные выводы урока, что помогает образному осмыслению изученных понятий.
Дополнительный материал
Борис Житков
Как я Любе зверей показывал
А я не знал, как с Любой играть. А потом ей сказал, что я тигр. Я немножко ноги подогнул и стал ходить около Любы. И я на нее очень сердито глядел. А потом сделал на нее «р-р-р». А она вдруг заплакала и побежала к своей маме и закричала:
- Он на меня рычит!
А мама на меня крикнула:
- Что ты не можешь играть, как все дети? А я сказал, что я тигр.
А мама сказала:
- Тигров в клетку сажают.
А я сказал, что я в клетке буду делать «кха». И я сделал, как тигр. Любина мама засмеялась, а мама сказала, что мы вчера в зоосаде были и что мы слонов видали. А я сделал рукой хобот и пошел к Любе и хоботом мотал. А она говорит:
- Это не тигр! Это не тигр!
А я ей сказал толстым голосом:
- Это сло-он. Он не кусает. Он добрый. Люба сказала:
- А погладить можно?
Я ей сказал, что это хобот. И показал, как слон хоботом крутит. Люба смеялась.

Виктор Кудлачев

Вежливые слова

Слова «до свидания», «спасибо», «простите»,
«пожалуйста», «здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 09.11.2010, 20:49 | Сообщение # 21
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Материал взят на сайте "Мир учителя" http://worldteacher.ru/index.php

Поурочный план по самопознанию 1 класс,Раздел-I (9-урок)
Поурочное планирование, Самопознание
Название: Раздел-I "Радость познания" (9 - урок)
Класс: 1
Год:2010
Страна:Казахстан

РАЗДЕЛ II
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ
Урок 9
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование начальных представлений учащихся о ценности общения.
Задачи:
- раскрыть смысл понятия «общение»;
- развить стремление к позитивному общению;
- воспитывать доброе, внимательное отношение к окружающим людям.

Ресурсы: таблички с пословицами о вежливости по числу учащихся.

Круг радости

Сердечно поздоровавшись с первоклассниками и пригласив их в круг, учителю следует заметить, что общение человека с человеком начинается с приветствия, и поэтому важно поздороваться друг с другом тепло и доброжелательно. Учащиеся по очереди приветствуют друг друга, после чего учитель читает стихотворение:

Мария Митлина
Доброе утро!

Солнце проснулось, и засверкало Все перламутром, С неба ночное сняв покрывало. Доброе утро!
Птица на ветке звонко поет Добрую песню. Утру на смену скоро придет День интересный.
Крепко-прекрепко друга обнять В эту минуту,
И, улыбнувшись, ему прошептать: «Доброе утро!»
Далее обращается внимание учеников на тему урока и пред¬лагается ответить на вопросы, размещенные в рубрике учебника «Беседуем».

Беседа

1. Как вы думаете, где происходит общение человека с человеком?
2. Почему человеку важно следить за своим поведением?
3. Что такое вежливость?
4. Каким вы представляете себе вежливого человека?
Учителю рекомендуется поочередно читать вопросы и заслуши¬вать всех желающих высказаться. В заключение, комментируя ответы, подчеркнуть, что общение человека с человеком происхо¬дит повсюду, значит, нужно научиться правильно себя вести во время общения. Как же правильно себя вести? Этот вопрос послу¬жит переходом к
учебной информации, которая размещена в руб¬рике «Узнаем новое»:

При общении человека с человеком важна вежливость. Вежли¬вость - это внимательное отношение людей друг к другу. Каждый может быть вежливым. Есть правила вежливости. Они очень просты. Их нужно не просто запомнить, но и выполнять каждый день.
Зачитывая учебную информацию, важно усилить акцент на выделенных в тексте словах. После прочтения можно предложить одному-двум учащимся повторить услышанное, задать вопросы по содержанию информации. Далее первоклассникам предлагается рассмотреть рисунки в рубрике «Выполняем задание».

Задание

Вначале детям дается возможность описать изображенное на рисунках. Это поможет им осмыслить поступки персонажей и определить свое отношение к ним. Следующий этап - ответы на вопросы задания. Заслушав ответы, учителю следует обобщить их с тем, чтобы сосредоточить внимание на главном выводе: невежливое поведение неприятно для окружающих, оно приносит им много неудобств.

Рассмотрите рисунки. Кто из мальчиков и девочек ведет себя вежливо, а кто нет? Почему вы так решили?

Чтение

Текст, размещенный в рубрике «Читаем», может прочитать кто- то из учащихся, так как он состоит из простых предложений и прост для восприятия. Цель чтения - дать учащимся возможность увидеть и проанализировать поведение героя рассказа в семье, коллективе, общественном месте.

Бахыт Искаков
Помогите Бекзату

Утром бабушка позвала Бекзата завтракать. «Некогда!» - коротко ответил он и побежал в школу.
Одноклассник поскользнулся и упал. «Ну, как посадка про¬шла?» - пошутил Бекзат.
В автобусе Бекзат первым занял освободившееся место. Стоящая женщина покачала головой: «Как некрасиво!».
Бекзат был расстроен. Он не понимал, почему на него обиделись бабушка, одноклассник, пожурила женщина в автобусе.

Анализ проводится по вопросу:

- Какие ошибки в поведении Бекзата вы нашли?
Отвечая на вопрос, ученики смогут сделать важный для понимания темы урока вывод: Бекзат ведет себя невежливо по отношению к бабушке, однокласснику, пассажирам. Логично будет предложить ребятам дать ему советы и таким образом перейти к обобщающей части урока.

Игра

Ребятам предлагается игра «Ручеек». Условие: тот, кто выбирает себе пару в процессе движения по ручейку, должен вежливо предложить выбранному человеку пойти с ним вместе. Например: «Айдос, я выбираю тебя. Пожалуйста, составь со мной пару», «Лена, если ты пойдешь со мной по ручейку, мне будет очень приятно. Спасибо тебе.»

Резюме

Учитель обращается к учащимся с вопросом: в чем состоит главное правило вежливости? Вместе с ребятами делается вывод: правило вежливости заключается во внимательном отношении к людям, необходимости следить за своим поведением, речью.

От сердца к сердцу

Приглашая всех в круг, учитель дарит каждому табличку с пословицей о вежливости, зачитывает ее и предлагает повторить по памяти.
Например:

- Добрые слова лучше мягкого пирога.
- Грубое слово в досаду вводит.
- Улыбка - дорога к сердцу.
- Шути, да меру знай.
- Добрым словом день встречай.
- Кроткое слово гнев побеждает.
- Вежливость всякому к лицу.
- Умей сказать, умей и смолчать.
- Уважай старших, помогай младшим.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 09.11.2010, 20:51 | Сообщение # 22
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Материал взят на сайте "Мир учителя" http://worldteacher.ru/index.php

Поурочный план по самопознанию 2 класс,Раздел-II (10-урок)
Поурочное планирование, Самопознание
Название: Раздел-II "БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ" (10 - урок)
Класс: 2
Год:2010
Страна:Казахстан

Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи:
- формировать осознанное стремление быть добрым;
- развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации.
- воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Круг радости

Учитель приглашает детей в круг и читает стихотворение.
Добрый день!
А чго это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день будет по-доброму прожит.
Он умножит счастливые дни!
Беседа
- Что такое доброта?
- Для чего нужна доброта?
Обобщение
Доброта нужна для того, чтобы всем нам было легче жить, об¬щаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Упражнение «Добрый человек». На фигурках напечатаны слова, которые обозначают разные человеческие качества. Учащимся предлагается выбрать только те, которые характеризуют доброго человека и раскрасить их.
Чтение
Учитель предлагает поработать в парах, подготовить чтение сти¬хотворения А. Барто по ролям. (Возможно дать заранее двум наи¬более артистичным детям инсценировать это стихотворение.) Пос¬ле прочтения стихотворения одной из выбранных пар или инсце¬нировки учитель задает вопрос: Можно ли считать друга этого маль¬чика добрым? Почему?
Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: - Карандаш я дал однажды. Я в тот день забыл пенал.
- В стенгазете чуть не в каждой, О тебе упоминал. Ты упал и весь промок, А я высохнуть помог. А для милого дружка Не жалел и пирожка! Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил счет. Не влечет меня, ребята Больше к другу. Не влечет.
Вывод: доброта должна быть бескорыстной.
Цитата урока
Учитель предлагает прочитать пословицу и объяснить ее смысл.
Делать добрые дела и не хвалиться этим — в этом достоинство человека.

Народная мудрость
Разминка

Вам привет, мои друзья! (поднимаем руки вверх и машем ими) День настал и спать - нельзя! разводим руки в стороны) Раз - цветы польем водицей, (далее имитируем описываемые дей¬ствия)
Два - пшена насыплем птицам, Три - с сестренкой пойдем гулять, Сказки добрые читать. А четыре - очень быстро Сделаем наш дворик чистым. Много добрых дел вокруг. Не зевай, мой верный друг!
Рассказ учителя
Учитель передает содержание сказки «Капустный лист» (по Е. Бех- леровой) и предлагает ответить на вопросы.
Капустный лист
Е. Бехлерова
Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:
- Ну и позавтракаю же я на славу! Вдруг он услышал жалоб¬ный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка под¬шиб его камнем.
- Пить, пить, - стал просить воробышек.
Зайчик сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.
«Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дома уже рукой подать», - подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.
«Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя!» - сказал зайчик и припус¬тил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:
- Зайчик, спаси! - Это бабочка лежала в траве.
- Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
- Иди под зонтик! - сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошел. Бабочка сказала спасибо и улетела, а зай¬чик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошел к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлестывала ее.
«Пожалуй, утонет...» - подумал зайчик. Недолго думая, кинул свой лист в воду.
- Вот тебе лодка, спасайся! Мышка взобралась на лист и приплы¬ла к берегу.
- Спасибо тебе, зайчик! - сказала она и убежала. А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.
- Эх, уплыл мой завтрак! - воскликнул зайчик. - Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас поле¬вую мышку.
• Почему зайчик не смог позавтракать?
• Какими качествами обладает зайчик?
Обобщение
Совершать добрые поступки - это значит приносить пользу ок¬ружающим, делать людей и себя счастливыми.
Упражнение. Прочтите пословицы и ответьте на вопросы.
1. Доброе слово человеку, как дождь в засуху.
2. Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разго¬варивать.
3. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
• Как вы понимаете их смысл?
• Какие еще пословицы о доброте вы знаете?
Возможно на усмотрение учителя проведение игры «Собери по¬словицу». Дети делятся на группы по 4-6 человек, и каждая группа получает конверт со следующими словами:
Злой, верит, что добрый, есть, не (Злой не верит, что есть доб¬рый);
Помни, забывай, а, добро, зло (Добро помни, зло забывай);
Чем умнее, больше, человек, тем, добрей, и, замечает, в, добро,
- к >дях он (Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро м людях).
Творческая деятельность. Учителю на выбор предлагаются 2 текста.
Вариант I. Детям предлагается прочитать и придумать оконча¬ние притчи.
Осколки доброты
(Притча)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море м строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая ста¬рушка. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то
- редметы и перекладывая их в сумку.
Когда старушка проходила мимо этой семьи, она улыбнулась. 11о никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, старушка подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли поранить себе ноги.
Когда семья узнала об этом...
Комментируя выполненное детьми задание, следует подчеркнуть, что нельзя судить о человеке и его делах поверхностно. На доброе дело всегда надо отзываться добром.
Вариант II. Прочитайте рассказ о мальчике и птенчике (по мо¬тивам рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и птенчик»).
Шел мальчик летом по лесу и слушал пение птиц. До чего же хорошо поют! Вдруг видит - сидит птенчик на пеньке. Беспомощ¬ный, маленький, одинокий. «Наверное, он, бедняга, из гнезда нечаян¬но выпал, и родители его потеряли!» - подумал мальчик. И чуть не заплакал.
«Я возьму бездомного сиротку домой, - всхлипнул он, - и горь¬кую жизнь его сделаю сладкой!» «Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки и леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао и кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни!» Но птенчик от таких «забот» петь не стал. Не знал мальчик, что птенчик не был сиротой, просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад.
Придумайте окончание рассказа. Запишите или нарисуйте.
Размышляем над ситуацией
- Играли ребята в «догонялки». Витя водил. Никого не мог догнать и очень устал, что еле-еле передвигал ноги. Игорь заме¬тил это и ...
- Прошел дождь. Перед подъездом большая лужа. Маленькая девочка не знает, как быть. Помогите ей.
Обобщение
Учитель предлагает прочитать Добрые советы Алпамыса и Ма- хаббат.
При обобщении урока следует обратить внимание на то, что в каждом из нас есть искорка доброты. Она, как маленькое солныш¬ко, освещает всё вокруг, согревает. Делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, честности, трудолю¬бия, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее. Пусть для каждого из нас станут девизом слова М. Пришвина:
Всё хорошее в природе - от солнца,
А всё лучшее в жизни - от человека.
Круг «От сердца к сердцу»
Дорога Добра
ГО. Энтин
Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Забудь свои заботы, Падения и взлеты. Не хнычь, когда судьба ведет Себя не как сестра.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 09.11.2010, 20:53 | Сообщение # 23
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Материал взят на сайте "Мир учителя" http://worldteacher.ru/index.php

Поурочный план по самопознанию 6 класс,Раздел-I (6-урок)
Поурочное планирование, Самопознание
Название: Урок 6 "О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА"
Класс: 6
Год:2010
Страна: Казахстан

Цель: раскрыть ценностный смысл достоинства в становлении человека как личности.

Задачи:

- расширение представлений о понятии «достоинство»;
- развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих;
- воспитание чувства собственного достоинства. Ресурсы: аудиозапись песни на слова М.Пушкиной,
музыку К.Кельми «Замыкая круг».
Круг радости

Приглашая учащихся в круг, учитель предлагает всем спеть песню «Мой путеводный огонек».

МОЙ ПУТЕВОДНЫЙ ОГОНЕК
Сл и муз Л.Хей

Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.
Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.
Не задувай мой огонек, я хочу, чтоб он горел.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Мой путеводный огонек обойдет вокруг земли.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Мой путеводный огонек, пусть он горит.
Пусть горит, пусть горит, пусть горит.
Беседа
Цель данной беседы - организовать деятельность уча¬щихся, направленную на проецирование знаний и умений, приобретенных на прошлом уроке, на свой жизненный опыт для выражения своей позиции и собственного отношения к иопросам, представленным в этой рубрике. В ходе об¬суждения этих вопросов не только актуализируются знания учащихся, но, самое главное, через свои рассуждения, выводы участники беседы приобретают нечто новое в отношении ключевых понятий, которыми станут руководствоваться и последующей жизни.
- Можно ли развить в себе чувство собственного достоинства? Каким образом?
- Почему достоинство возвышает человека?
- Чувство собственного достоинства облегчает или усложняет человеку жизнь? Почему?
- Может ли человек с достоинством иметь недостатки? Почему?
Учебная информация
Данная учебная информация, представленная в рубрике учебника «Узнаем новое», не только подтверждает, но и упорядочивает рассуждения и некоторые выводы учащихся. Для тех учащихся, которые имели несколько иное пони¬мание сути поставленных на обсуждение вопросов, данная информация послужит ориентиром в выстраивании более правильной позиции.
В течение всей жизни человек стремится совершенст¬воваться через познание себя, осмысление ценностей, развитие положительных качеств в себе, воспитание достоинства.
У каждого человека могут быть недостатки, но важно преодолеть трудности и нежелание исправить их, наполнив сердце благородными помыслами и целями.
Чувство собственного достоинства помогает выб¬рать правильную жизненную позицию, сберечь и развить лучшие нравственные качества в себе самом, видеть и ценить человеческое достоинство в окружающих людях.
Благодаря развитому чувству собственного достоин¬ства человек находит верные жизненные ориентиры.
Задание
Цель задания - организовать деятельность учащихся, направленную на осмысление значения понятия «достоинство».
Подберите синонимы и антонимы к слову «достоинство».
Чтение
Учитель акцентирует внимание учеников на главной идее урока, что человек есть творение природы, существо, способ-ное совершенствовать себя на базе данных ему природой и развиваемых им самим возможностей. Эта же мысль заложена в стихотворении Р. Киплинга «Заповедь», представленного в рубрике учебника «Читаем».
Повышенный уровень сложности вопросов к тексту стихотворения ориентирован на более детальный анализ смысла данного произведения и тем самым осознание учениками принципов самоуважения и уважения достоинства окружающих.

ЗАПОВЕДЬ
Р.Киплинг
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать, но не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ,
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!!!

- Что имел в виду автор, когда советовал не стать "рабом мечтанья "?
- Какие качества являются важными для того, чтобы стать человеком?
- Как вы понимаете смысл строк "наполни смыслом каждое мгновенье "?
- Имеет ли данная заповедь поэта отношение к воспитанию достоинства человека? Почему?
Задание
Задание ориентировано на развитие умений учащихся проецировать данную в изречении информацию на собственную жизнь. Оценивая глубокий смысл, скрытый в подтексте, ученик должен «примерить» его к себе и описать перспективу своей жизни с точки зрения понятия «чувство собственного достоинства».
Прочитайте текст. Напишите о своих планах на будущее, в достижении которых вам помогут чувство собственного достоинства и понимание своего предназначения.
Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь. Именно в настоящем - весь секрет. Уделишь ему должное внимание - сможешь улучшить его... Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира.
П. Коэльо
Это интересно
В этой рубрике дана дополнительная информация. Высказывание О. Романченко поможет учащимся понять некоторые стороны проявления достоинства человека в реальной жизни и уточнить собственные позиции в отноше¬нии изучаемого понятия.
Не уронить свое достоинство - вовсе не значит держаться надменно.
Держаться достойно — это значит быть достойным всего высокого, что несет в себе наша действительность. )то означает уметь достойно защищать высокое и светлое и собственной жизни и жизни других людей.
Задание
Это задание также направлено на углубление представ- иений о сути подлинного чувства собственного достоин¬ства:
Перескажите текст, дополнив его собственными мыслями по затронутой теме.
Человек, который охвачен жаждой стяжательства, накопления, личного обогащения, человек, ставший рабом своей личной собственности, рабом вещей, лишен чувства собственного достоинства. Человек, для которого | осударственная или общественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения личного честолюбия, также не знает подлинного чувства достоинства. Человек, который не уважает достоинства в другом человеке, а относится к нему как к низшему существу, тем самым не только оскорбляет достоинство другого человека, но и теряет свое собственное.

А. Шишкин
Цитата урока

Следующий этап урока по осмыслению изречения Луи Вовенарга связан с осознанием значения человеческого достоинства как качества, влияющего на создание доброго имени человека:
Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство.
Творческая деятельность
Работа направлена на развитие умения учащихся ныразить собственную позицию в отношении заданной ситуации.
Прочитайте письмо, пришедшее в редакцию одной из газет. Напишите ответ автору письма.
Уважаемая редакция!
Пять лет я была отличницей. С самого первого класса с удовольствием писала диктанты и решала задачки. По¬том начался английский язык, но и разбираться в сложностях незнакомого, непонятного текста было тоже инте¬ресно. И никакой зубрежки! Каждый предмет я любила, понимала, могла ответить на любой вопрос по пройденным темам. Мне нравилось учиться, мне нравилась моя школь¬ная жизнь. Одноклассники часто просили помочь разо¬браться в материале, объяснить непонятное, и это было совсем не трудно, даже наоборот - приятно, что мои знания нужны не только мне.
Но вот я в шестом классе. Снова в дневнике - одни пятер¬ки. Только теперь они мне никакой радости не приносили. Однажды я услышала за спиной: «У, зубрила!» Кличку подхватил весь класс. И пошло! Я старалась не обращать внимания на насмешки, занималась также, как всегда. Но моя ближайшая подруга как-то сказала: «Ну чего ты стараешься? Неужели не видишь, что тебя все презирают? Выскочка!»
Теперь я в седьмом. Но по-прежнему боюсь отвечать: как бы не получить слишком высокую оценку. Мне уже и учиться не хочется, и домашние задания делаю кое-как. Иногда, правда, по старой памяти очень хочется посидеть как следует за учебниками, заглянуть в энциклопедию, справочники, словари. Покопаться в дополнительной литературе. Но я себя сдерживаю - лучше тройки, чем оскорбления и всякие издевки. Зато теперь я как все. Не выделяюсь. Вот так.
Динара

Чтение
В целях углубления понимания ценностного смысла понятия «достоинство» учитель предлагает ученикам прочитать стихотворение М. Лисянского, назначение кото¬рого - актуализировать значимость характера для развития чувства собственного достоинства. Вопросы к тексту позволят провести небольшую дискуссию о значении • иособности человека преодолевать трудности жизни в постижении этой цели.

ПРЕОДОЛЕНИЕ
М. Лисянский

Преодоление! Какое слово! В нем есть прорыв, достоинство и честь, И ветер нашей юности суровой, И музыка особенная есть. В нем есть дорога горная, крутая, Сквозь вьюги, снегопады и туман, И верность до конца, и цель святая, И парус, и звезда, и океан. Я шел упрямо, веря в постоянство Своей души, чтоб все-таки суметь Преодолеть и время, и пространство, И самого себя преодолеть. О, я хочу не много и не мало, Встречая подступившие года, Чтоб музыка во мне не умолкала, Чтоб встречный ветер пел во мне всегда.
- Поясните смысл выражения: «... и самого себя преодолеть».
- Почему процесс преодоления сравнивается автором с «прорывом, достоинством и честью»?
- Как научиться преодолевать себя, чтобы жить с чувством собственного достоинства?
Приведите примеры из своей жизни, когда преодоле¬ние чего-то трудного позволило вам испытать чувство собственного достоинства.
Задание
Для развития практических навыков по применению полученных знаний учитель может предложить ученикам выполнить задание, представленное в учебнике, дома.
Заведите личный дневник, в котором в виде обычных записей либо рисунков вы сможете увидеть все то, что необходимо преодолеть в своем характере, в отношениях с окружающими, чтобы воспитать свое достоинство.
Благодаря личному дневнику человек видит себя, свои действия и анализирует чувства, с этим связанные. С помощью дневника человек отслеживает свое развитие путем самоанализа, изучая свои поступки, мысли, чувства и переживания. Записывая события своей жизни, человек приучает себя анализировать их, разбираться в причине успехов и неудач, развивая тем самым чувство собствен¬ного достоинства.
Резюме
Подытоживая размышления учеников, учитель подводит их к осмыслению обобщающего вывода урока. С этой целью внимание учащихся акцентируется на содержании информации, представленной в рубрике учебника «Обращаем внимание»:
Достоинство - это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, которая позволяет ему оста¬ваться самим собой, осознавать свою неповторимость.

Круг «От сердца к сердцу»
В завершение урока учитель приглашает учеников встать в круг. Звучит аудиозапись песни «Замыкая круг...». Учитель и учащиеся подпевают.

Замыкая круг
сл. М.Пушкиной

Вот одна из тех историй,
О которых люди спорят,
И ни день, ни два, А много лет.
Началась она так просто
Не с ответов, а с вопросов.
До сих пор на них ответов нет.
Почему стремятся к свету
Все растения на свете?
Отчего к морям спешит река?
Как мы в этот мир приходим?
В чем секрет простых мелодий?
Нам хотелось б знать наверняка.
Припев: Замыкая круг,
Ты назад посмотришь вдруг.
Там увидишь в окнах свет,
Сияющий нам в след.
Пусть идут дожди,
Прежних бед от них не жди.
Камни пройденных дорог сумел пробить росток.
Открывались в утро двери,
И тянулись ввысь деревья.
Обещал прогноз то снег, то зной.
Но в садах рожденных песен
Ветер легок был и весел,
И в дорогу звал нас за собой.

Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
Ты потерян для обычных дней.
Для тебя сияет полночь,
И звезда спешит на помощь,
Возвращая в дом к тебе друзей.
Припев
Свой мотив у каждой птицы,
Свой мотив у каждой песни,
Свой мотив у неба и земли.
Пусть стирает время лица,
Нас простая мысль утешит:
Мы услышать музыку смогли.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 09.11.2010, 20:56 | Сообщение # 24
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Материал взят на сайте "Мир учителя" http://worldteacher.ru/index.php

Поурочный план по самопознанию 6 класс,Раздел-I (1-урок)
Поурочное планирование, Самопознание
Название: Урок 1 "РАЗУМ И ВОЛЯ"
Класс: 6
Год:2010
Страна: Казахстан

Цель: углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».
Задачи:
- расширение знаний о понятиях «разум», «воля»;
- развитие интереса к познанию своих возможностей;
- воспитание стремления понимать себя.
Ресурсы: аудиозапись песни «Ты - человек» на слова Ю.Энтина, музыку Е.Крылатова.

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает их встать в круг. Звучит аудиозапись песни «Ты - человек» на слова Ю.Энтина, музыку Е.Крылатова. Под звуки аудиозаписи учащиеся вместе с учителем поют песню. Затем учитель предлагает сказать друг другу слова напутствия для того, чтобы «своими руками судьбу свою делать...»

ТЫ – ЧЕЛОВЕК

Сл Ю. Энтина Муз. Е. Крылатова
Куда подует ветер - туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты - человек, ты и сильный, и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Где рельсы проложили - там ходят поезда.
Куда пастух погонит - туда бредут стада.
Но ты - человек, ты и сильный, и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют, как прежде, чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
Ведь ты - человек, ты и сильный, и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.

Чтение

Учитель объявляет тему урока, затем предлагает одному из учеников прочитать стихотворение
Бектемиса Утетилеуова.
Дороже что - богатство или знанья?
Добейтесь в этом деле пониманья.
Запомните, что знанья вечно с вами, К
огда идете по тропе путем дерзанья.
Что хорошо, что плохо - различать,
Учитесь видеть вы глазами и читать.
Все это сердцем и умом обдумав,
Беритесь новую науку познавать.

Внимание учеников акцентируется на главной мысли стихотворения: настоящий процесс познания у человека всегда проходит через чувства и разум («все это сердцем и умом обдумав, беритесь новую науку познавать»), которые, дополняя друг друга, помогают человеку познавать себя, других людей, мир. С этой целью задается вопрос:

• Как вы понимаете смысл поэтической строки «Все это сердцем и умом обдумав...»?
При обсуждении этого вопроса следует подвести учащих¬ся к выводу о том, что человек свой разум может использовать на добрые дела, на созидание, если сердце излучает любовь.
Беседа
Продолжая обсуждение, учитель проводит беседу с целью выявить уровень понимания учениками таких понятий, как «разум», «воля», «разумный человек», «человек сильной воли». В ходе беседы учитель может корректировать и направлять размышления учеников на осмысление дилеммы: что важнее: разум или воля?
Для организации беседы используются вопросы, поме¬щенные в соответствующей рубрике учебника.
- Как вы понимаете смысл выражений: «слабоволь¬ный человек», «человек с сильной волей»?
- Каким вы представляете себе слабовольного человека?
- Как проявляется воля человека?
- Что характеризует разумного человека?
- Чем руководствуется человек в жизни: разумом или чувствами?
-
Учебная информация
Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает прочитать учебную информацию в рубрике «Узнаем новое».
Чтение учебной информации может быть организовано в двух вариантах: либо вслух читает учитель, акцентируя внимание на ключевых мыслях каждого абзаца, либо каждый ученик читает самостоятельно, готовясь к последующему обсуждению каждого абзаца вместе с учителем.
Разум помогает человеку понять взаимосвязь явлений, (фактов и вещей, познать смысл жизни и мудрость человечества. Разум понимается как способность человека постигать суть явлений и ситуаций, принимать решения.
Воля раскрывает внутренние силы человека для достижения выбранной им цели.
Человек, умеющий сочетать в себе разум и волю, преодолевает любые трудности, проявляет решитель¬ность и самостоятельность.
Благодаря разуму и вот человек развивает себя физи¬чески и духовно совершенствуется.

Чтение
Учитель предлагает ученикам прочитать притчу «Разум, чувства и воля» и ответить на вопросы к ней. Цель чтения и обсуждения по вопросам - предоставить возможность учащимся понять смысл и выявить разницу в значении ключевых понятий.

РАЗУМ, ЧУВСТВА И ВОЛЯ
Притча
К мудрецу пришел человек и взмолился:
- О мудрый, помоги мне познать разум и чувства. Когда я слушаю свой разум, страдают мои чувства. Когда я следую чувствам, разум мой кричит от возмущения. Как совладать с ними? Где найти золотую середину между ними?
Мудрец выслушал человека и сказал:
- Представь повозку, в которой едет по своим делам человек. В эту повозку запряжены кони, ими правит возница.
В воображении человека возникла добротная повозка с лакированными колесами, красавцы кони и важный возница.
- А теперь, - продолжил мудрец, - давай подумаем. Если дать волю коням - они помчат, куда им вздумается, и следом понесут повозку с ездоком и возницей, и может более высокого сознания. По мере изменения ума (разу¬ма), которое произойдет вследствие наблюдения и само¬анализа, человек начинает понимать, что жизнь является уникальным учителем. Из каждой жизненной ситуации человек может сделать вывод, что многое зависит от него самого и от его готовности измениться во благо себя и других. Самое трудное - это познать и изменить самого себя.
В глубине нашего сознания существует образ себя, созданный нашими фантазиями и претензиями. Мы постоянно претендуем на то, чтобы нас любили, сами часто забывая любить, чтобы к нам относились честно, бывая при этом неискренними с другими, чтобы признавали наши положительные качества, когда сами о других отзываемся уничижительно. Мы всегда ищем возможность возвысить себя над другими. Это состояние нашего разума есть результат эгоистичной воли.
Духовная практика начинается только тогда, когда человек осознает влияние разума на свое поведение и мысли, когда он подчиняет эгоистичную волю, стремясь к доброму, теплому, искреннему отношению к самому себе и к людям. Другими словами, у человека возникает нежелание судить, оценивать, навешивать ярлыки и тем самым отделять себя от окружающих. Стремясь понять мотивы собственного поведения и поведения других людей, человек приходит к признанию права каждого на собственное достоинство.
Мы видим мир вокруг не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами. Если мы создаем искаженный образ самих себя, людей, жизненных ситуаций, то наше отношение к миру диктуется негативными проявлениями разума - беспо¬койством, тревогами, обидами, страхом или злостью. Но если мы силой своего разума и воли создаем вокруг себя мир, наполненный любовью, мудростью, пониманием и великодушием, то становимся по-настоящему счастливыми и внутренне свободными людьми.
Только осознав свою ответственность за все, что с нами происходит в жизни, мы становимся духовно богаче. Внутренний добровольный запрет на безнравственные поступки делает нас свободными, открытыми и искренними с самими собой и с людьми.
Наш разум и воля есть те творческие силы, которые формируют нашу жизнь и меняют нас. Меняя себя, мы меняем отношение мира к себе.
/. Что имел в виду автор, говоря об эгоистичной воле?
- Как можно повлиять па свое поведение разумом и волей?
- Что такое чувство собственного достоинства?
Основная цель знакомства с данным текстом - содействие пониманию учениками важности процесса позитивного изменения личности, направленного на постоянное самосо¬вершенствование. Осознанное изменение своего внутреннего мира, качеств характера и способностей формирует пози¬тивное отношение человека к самому себе (собственное достоинство и любовь к себе), отношение к окружающим (уважение, доверие и любовь к другим), отношение к миру через ощущение полноты жизни в настоящем и в будущем. Для осмысления этих ключевых идей рассказа учитель проводит обсуждение по вопросам в конце текста.

Цитата урока
Размышления учеников по рассказу А. Якунина под¬тверждаются цитатой урока, с целью чего предлагается прочитать высказывание Абдаллах ибн Аль-Мукаффа и пояснить его смысл:
Разум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобре¬тается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред.
Абдаллах ибн Алъ-Мукаффа
• Поясните смысл изречения.

Круг «От сердца к сердцу»

В завершение урока учитель, прочитав отрывок из поэмы А. Фирдоуси, предлагает высказать друг другу добрые пожелания.
... Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. По слову изведавших путь избери, Ходи по Вселенной, с людьми говори. Какую б науку твой ум ни постиг, Покоя в ученье не знай ни на миг.
(А. Фирдоуси «Шахнаме»)


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Самопознание » РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание» (РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»)
Страница 2 из 2«12
Поиск: