РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание» - Форум (общение на сайте)
Четверг, 23.10.2014, 06:52
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  города Астаны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Самопознание » РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание» (РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»)
РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»
LevchenkoДата: Среда, 27.10.2010, 15:42 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
1. Иметь в наличии обязательные папки:
- ПАПКА №1 Нормативно-правовые документы (Инструктивные письма, приказы УО и школьные, ГОСО, учебные программы);
- ПАПКА №2 Качественный состав педагогов (Качественны состав учителей, воспитателей (таблица №1), сертификаты, план прохождения курсов, перспективный план повышения квалификации);
- ПАПКА №3 Методическое обеспечение (ГОСО, рабочая программа, календарно-тематические планы, поурочные планы, методические разработки, дидактические материалы).

2. Кабинет.
Наличие нескольких кабинетов (начальные классы, основное среднее и дошкольное образование). Вывеска кабинета.
Паспорт кабинета, утвержденный директорами учреждения образования.
План работы кабинета.
Информационный уголок.
Портфолио учащихся.
Учебники и рабочие тетради
Наличие в кабинетах двух зон.
Журнал по технике безопасности
3.Включить в планы ВШК вопросу по «Самопознанию».
4.Информационный уголок по «Самопознанию».
5.Публикация.
Еженедельная информация по предмету «Самопознание» на сайтах школьных и Управление образования.

В журнале «Самопознание.KZ» ежемесячные публикации (статьи, разработки уроков, внеклассных мероприятий, конкурсы, тренинги, деловые игры и т.д.).


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:33 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Министерством образования и науки РК принято решение о внедрении в образовательный процесс, начиная с детсадов и заканчивая педагогическими вузами, предмета «Самопознание».
Этому предшествовала многолетняя апробация уникального учебного курса во всех регионах страны.

Учитывая особую роль новой дисциплины в системе образования, мы попросили заместителя директора Института гармоничного развития человека национального центра «Бобек» кандидата педагогических наук Ботагоз КУДЫШЕВУ ответить на ряд вопросов.
- Почему потребовалось такое нововведение и в какой мере оно учитывает потребности развития казахстанского общества?

– В первое десятилетие независимости, так называемый транзитный период, в казахстанском обществе преимущественно осознавалась лишь задача формирования функциональной грамотности людей и их адаптации к условиям становления рыночной экономики. На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и системы образования в значительной степени повлияло на рост бездуховности, культа потребления, привело к снижению патриотизма граждан и отчуждению в семьях. Эти драматические реалии выявили острую потребность в разработке национальной модели образования, адекватной потребностям суверенной страны. В новом историческом контексте нужно было в первую очередь обеспечить сохранение гуманистических национальных идеалов, единства народа, ценностей семьи и личности.

Социальный заказ казахстанского общества образованию определили программные установки Президента страны Нурсултана Назарбаева, заложившие образ будущего страны как «общества максимальных возможностей, где уважается личность и свобода человека», «ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности».

Стало очевидным, что задача гармоничного развития человека в образовательном процессе может быть решена только через ценностное освоение им лучших образцов мировой и национальной культуры, ведь образование качественно в той мере, в какой обеспечивает выработку мировоззренческих и поведенческих ориентиров личности.

В этих условиях Первая леди Сара Алпыскызы инициировала широкомасштабную образовательную программу «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения. Автор идеи изначально была убеждена в том, что вершина мудрости – Любовь, а секрет счастья – в познании человеком самого себя, раскрытии своих неограниченных возможностей для достижения счастья и жизненного успеха. Глубоко символично, что начало эксперимента по апробации программы «Самопознание» совпало с началом нового тысячелетия. По мнению культурологов, с этого момента начался новый период в мировой истории, именуемый «культурой антропоцентрического типа». Содержание этого этапа предполагает ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.

– В чем суть данной образовательной программы в целом и предмета «Самопознание» в частности?

– К сожалению, школа недостаточно чувствительна к возрастным особенностям детей, зачастую нивелирует их творческую индивидуальность, не формирует базовых жизненных навыков. Инновационная педагогическая система призвана восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.

Суть программы «Самопознание» заключается во всесторонней педагогической поддержке ученика в процессе его личностного становления и социализации. Стержень программы – предмет «Самопознание» – призван стать своеобразным компасом подрастающего поколения в современном мире.

В учебно-методических комплектах по новому предмету авторы раскрывают разные грани жизненных ценностей и личностных качеств людей. Материалом для них послужили духовный опыт человечества и последние научные достижения в области квантовой физики, нейрофизиологии, психологии, энергоинформационной педагогики.

– Существуют ли особые требования к личности педагога самопознания?

– Если человек является педагогом по призванию, он щедро излучает любовь. Следовательно преподавать самопознание должны люди, считающие свою профессию миссией, а не ремеслом. Размышляя о необходимости изменения менталитета педагогов, в книге «Этика жизни» Сара Алпыскызы пишет: «Сама жизнь подсказывает, что следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе, педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически. И еще – учить «алгебре» любви и милосердия».

– Что показали результаты экспериментальной апробации образовательной программы?

– Длительный по времени и широкий по охвату участников эксперимент убедительно продемонстрировал, что накоплен позитивный опыт нравственно-духовного образования детей и студенческой молодежи. На опыте базовых площадок педагоги смогли убедиться, что благодаря самопознанию развиваются лучшие качества и творческие способности учащихся, формируется позитивное восприятие себя через познание своего внутреннего мира, происходит осознание высшего предназначения человека. Они учатся ценить честь и достоинство, быть открытыми новому, развивать национальную и общечеловеческую культуру, стремиться не только к материальному благу, но и к духовному богатству.

– Как идет подготовка к массовому внедрению?

– В настоящее время Министерство образования и науки РК проводит многогранную работу. Уточняются нормативно-правовые и организационно-управленческие аспекты внедрения предмета, координируются подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по самопознанию и так далее.

По предложению ННПООЦ «Бобек» в Классификатор специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры (Phd) в 2009 году внесена новая специальность – «Социальная педагогика и самопознание». Это значительный шаг в процессе реформирования педагогического образования в Казахстане.

На базе Казахского государственного женского педагогического университета разработан Государственный общеобязательный стандарт образования по данной специальности для бакалавриата, завершается разработка нормативно-методической документации для магистратуры и докторантуры.

В 2009 году в структуре ННПООЦ «Бобек» был открыт Колледж гармоничного развития человека «Самопознание», в рамках которого осуществляется профессиональная подготовка педагогов по специальностям среднего профессионального образования для дошкольных учреждений и начальной школы.

– 2010 год войдет в историю Казахстана как год председательства в ОБСЕ. В связи с этим интересно узнать, рассматривает ли предмет «Самопознание» понятия «безопасность» и «сотрудничество»?

– Безусловно. Безопасность современного мира имеет и человеческое измерение. Благодаря предмету «Самопознание» ученик обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от деструктивных воздействий. Воспитание человека, наделенного внутренней свободой, достоинством, личной ответственностью и толерантностью, есть гарантия безопасности и согласованного развития стран мира.

Убеждена, что 2010 год войдет в историю Казахстана и как год массового внедрения программы «Самопознание». Ученые, методисты, практики, принимавшие участие в эксперименте, горды своей сопричастностью к проекту нравственно-духовного развития детей и учащейся молодежи. И уверены в том, что внедрение предмета «Самопознание» в систему образования страны будет содействовать успешному развитию человеческих ресурсов государства. Cильному Казахстану нужны сильные личности.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:35 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
С начала этого учебного года в детских садах и школах Казахстана вводится новый предмет – «Самопознание». Автором уникального проекта, предмета духовного и нравственного развития детей и юношества является первая леди Казахстана Сара Алпысовна Назарбаева.

В разработке проекта принимал участие Институт гармоничного развития детей, «Школа будущего» Республиканского детского фонда «Бобек», Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек» (Алматы).
Восемь лет начиная с 2002 года на экспериментальных площадках дошкольных и школьных учреждений Казахстана апробировалась новая программа «Самопознание». В апреле 2010 года в Костанае прошел заключительный республиканский семинар по завершению эксперимента и утверждению проекта «Самопознание». Карагандинскую область на этом семинаре представляли методист гороо Караганды Алия Базарбай, директор детского сада «Жулдыз» Рашида Тебай и директор образовательного комплекса «Детский сад-школа № 77″ города Караганды Зайра Жантыбаева.
- Введение предмета «Самопознание» в учебные программы, планы детских садов и школ – очень своевременно и востребованно, – поясняет директор детского дошкольного учреждения «Жулдыз» Рашида Тебай. – Несмотря на научно-технический прогресс в обществе, к сожалению, утрачиваются духовность, милосердие, стираются грани понятий о нравственности. Программа «Самопознание» – духовное спасение общества, наших душ. Она формирует человека будущего, его этические, нравственные, духовные понятия. Для занятий по «Самопознанию» оборудуются специальные классы, располагающие к душевному разговору. У нас, в детском саду «Жулдыз», уже имеется такая комната. На занятиях самопознания дети раскрываются, как цветы навстречу солнцу.
В начале занятия, рассказывает директор, организуется круг радости, в котором дети, взявшись за руки, заряжаются положительной энергией, учатся радоваться новому дню, природе, жизни, друг другу. Круг радости ждут и любят дети всех возрастов начиная с трех лет. Разве не приятно детям почувствовать к себе чуткость, отзывчивость от окружающих? На занятиях дети изучают явления природы, занимаются творчеством, а в конце занятия собираются в круг прощания, несущий также заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.
В 2009 году на базе детских садов «Жулдыз» и «Алтынай» проходил республиканский семинар по самопознанию. Открытые занятия, проводимые воспитателями садиков, очень понравились слушателям. Психолог детского сада «Жулдыз» Замзагуль Каирбекова показала работу с детьми, воспитателями и родителями, воспитатели Жанна Болекбаева и Мадина Сейтботталова провели мастер-класс уроков творчества и сочинительства. Дети сочиняли маленькие мелодии, исполняя их на детских казахских народных инструментах. На мастер-класс пригласили дедушку и бабушку одного из воспитанников сада, которые учили детей, как делать камчу, сырмак (маленький коврик).
Сейчас в десяти группах воспитывается 300 детей. «Жулдыз» – детский сад с обучением на казахском языке, но тридцать процентов детей составляют дети некоренной национальности. Занятия и общение с малышами проходят только на казахском языке.
- Вот и хорошо, что наши дети изучают казахский язык, – говорят их родители. – Когда дети приходят домой, говорят с нами на казахском языке и учат языку нас.
- И они правы, – говорит Рашида Умбетовна. – Ведь знание государственного языка сейчас так нужно всем казахстанским детям любых национальностей. А занятия на русском языке и у нас тоже проводятся.
- В школах предмет «Самопознание» вводится с 1 по 11 классы, – рассказывает о специфике школьного самопознания директор образовательного комплекса «Детский сад-школа № 77″ Зайра Жантыбаева. – Экспериментальные площадки в Караганде были оборудованы в гимназиях №№ 38, 9, СШ № 5 и в нашем комплексе. Эксперимент показал реальные результаты. Очевидно, что на «Самопознании» дети получают уроки добра. И хотя многие считают, что самопознание больше связано с психологией и циклом эстетических предметов, я убеждена, что для всех учителей без исключения необходимы знания по этому предмету, в том числе для учителей физики, химии, математики. Ведь процесс гуманизации, индивидуального подхода, создания обстановки уюта, взаимопонимания учителя и учеников нужен для всех детей на любом предмете. В начале эксперимента у нас в школе было всего два учителя, подготовленных к проведению занятий по самопознанию. Сейчас будем обучать всех учителей.
Необходимые учебники, методические пособия по самопознанию уже у нас имеются. К сентябрю школьные библиотеки пополнятся новыми учебниками. Являясь руководителем крупного учебного комплекса, я прежде всего сама изучила особенности преподавания нового предмета, прослушав в ноябре 2009 года курсы по самопознанию. Особое внимание мы уделяем оборудованию кабинетов для проведения уроков. Для дошкольников и младших школьников такая комната уже у нас есть. Выглядит он специфически. Дети сидят за низкими казахскими круглыми столами на ковриках-корпешках с изображениями животных – барана, коровы, лошади и верблюда, являющихся для казахов символичными. Ведь самопознание – это прежде всего этнопедагогика.
Программа «Самопознание» имеет многоступенчатую структуру: детский сад – школа – суз – вуз. Надеемся, что этот новый нужный предмет ускорит процесс гуманизации и привнесет в систему образования струю духовности и нравственности, а результаты изучения «Самопознания» изменят сознание у людей разных возрастов, направленных на признание первичности духовных, общечеловеческих ценностей.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:36 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
[size=11]«Курс «Самопознание» помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»[/size]

Назарбаева Сара Алпысқызы


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:37 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленный на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.
В Республике Казахстан успешно реализуется эксперимент по разработке и апробации проекта курса «Самопознание», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан №566 от 12 июля 2001 года. После семилетнего экспериментального апробирования «Самопознание» получило активную поддержку педагогической и родительской общественности во всех регионах республики.
Нравственно-духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей, они позволют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознать свою роль и предназначение в жизни.
Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Комитетом по охране прав детей собран материал для создания электронного республиканского банка данных о региональных образовательных системах «Самопознания» на основе принципов системного, комплексного подхода с учетом проводимой научно-исследовательской деятельности Национального научно-практического, образовательного и оздаровительного центра «Бөбек».


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:38 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Акмолинская область г. Кокшетау ЭШГ № 13 «Экос» Нугманова С.Б.- учитель самопознания

6 класс

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Тема «Природа – бесценный дар»

Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатства природы, развитие эмоционально-чувственного восприятия природы, воспитания заботливого и бережного отношения к природе.
Методы: направленное рисование, групповое обсуждение различных чувств, игры-упражнения, творческая работа, «минутка тишины», практическая работа.
Ресурсы: магнитофон с музыкальными фрагментами, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход урока.
Круг радости
Учитель и дети встают в круг радости. Учитель предлагает детям взяться за руки и хором произнести строки стихотворения Н .Бромлей
Для всех Речку мы делить не стали,
Мы бродили по полям,
Острова делить не стали,
По лесам бродили
Словно маленький орех,
И делили пополам
Ведь леса, поля и дали
Все, что находили.
Все для всех! Тебе -цветок!
И мне цветок Тебе грибок! И мне грибок!
Творческое задание «Язык природы»
Учитель читает цитату Федора Тютчева из эпиграфа к уроку. Затем включается музыкальное произведение, посвященное природе: шум моря, пение птиц, шелест листьев. Дети делают художественное описание природы по прослушанным записям, а затем обсуждают с учителем, чье описание получилось самым ярким, и как научиться понимать язык природы.
Беседа
Существует мнение, что человек – царь природы. Согласны ли вы с этим мнением?
Что значит любить и понимать природу?
Вспомните свое наиболее яркое впечатление от встречи с природой и расскажите о нем.
Как вы думаете, может ли природа чувствовать и понимать человека?
Работа с учебником.
Чтение текста учебной информации, краткое обсуждение каждого положения данного текста, предлагается подтвердить их реальными примерами из окружающей их действительности (стр.116 учебника).
Работа в тетради
Выполняется в тетради задание
1. Из рисунков детей оформляется выставка «Мы и природа». Выступают все желающие.
Минутка тишины.
Закройте свои глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки (пауза). Солнышко греет землю (пауза). Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда (пауза). Вы еще слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички… (пауза).
Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем матушку - природу. Развернем ладошки к солнышку (пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Сейчас мы медленно откроем глаза, потянемся руками в стороны и скажем все вместе Матушке – Природе «Спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение.
Понравилась ли вам «минутка тишины»?
Какие чувства пробудила в вас прогулка на природе? (Ответы детей).
Работа с учебником
Чтение рассказа Д. Досжанова «Родник» Беседа по тексту рассказа.
1.Как описывает автор родник?
2. Какое открытие сделал мальчик, слушая звуки и пение родника?
3. Расскажите о случаях из жизни, когда общение с природой позволило открыть что-то новое для вас.
Творческая работа «Близкие образы природы»
Чтение цитаты к уроку «Природа как книга, страницы которой полны глубокого содержания».
Почему автор изречения сравнивает природу с книгой?
Постижение природы – это увлекательный познавательный процесс, как и познание себя, в чем мы сейчас еще раз убедимся.
Подумайте и нарисуйте, на что или на кого в природе вы больше всего похожи по характеру, например: на цветок, скалу, дерево, облако, птицу и т.д.
По рисункам друг - друга дети отгадывают, на кого похож тот или иной образ, и объясняют почему.
Работа в тетради.
Выполнение задания 2.
Чтение послания послужит своеобразным обобщением урока, в котором найдет отражение призыв, бережнее относится к природе.
Круг «От сердца к сердцу»
Какой замечательный урок «Самопознание» у нас состоялся. Я приглашаю всех детей встать в круг «От сердца к сердцу». Возьмем друг друга крепко за руки.
Мы сегодня узнали очень много нового, интересного. Мы теперь знаем, что великий учитель – это Матушка-Природа, а человек – это частичка природы. Человек, растения, деревья, цветы, животные, птицы, насекомые, звери – тоже частички Матушки-Природы. Мы должны научиться заботиться о них и беречь - это жемчужины Земли, это бесценные украшения жизни.
А теперь я попрошу вас, дети, внимательно меня послушать. Повторяйте за мной слова и повторяйте движения, которыми я буду сопровождать слова:
Я стою и расту – я растение. (Дети поднимают обе руки вверх, тянутся).
Я стою, и расту, и хожу – я животное.(Дети одновременно поднимают руки вверх и ходят).
Я стою, и расту, и хожу, и говорю, и думаю – я человек. (Дети одновременно поднимают руки вверх и ходят, затем прикладывают правую руку ко лбу – «думают»).
Самопознание учит нас всегда помнить о том, что природа – это бесценный дар. Именно поэтому мы должны дорожить Матушкой-Природой.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:39 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ГУ школа-гимназия № 113 город Алматы
Открытый урок по предмету
Самопознание» 6 А класс
Учитель Щетинкина Э.Е.
Тема: Добро
Цель: Развитие у младших школьников навыков самопознания. Воспитание чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим и друг к другу.
Ход урока
1. Упражнение «Построение храма добра».
Учитель говорит, сопровождая слова движениями, дети повторяют.
- Мы строим храм. Дощечка к дощечке. Бревнышко к бревнышку. Храм готов. Звенит колокол: Динь-дон, динь-дон. Идут в храм люди: большие и маленькие, мужчины и женщины. И желают всем добра.
Сидение в тишине. Дети закрывают глазки. Говорит учитель.
Ваше сердце – это ваше маленькое солнышко. Оно греет также, как и солнце. Ваше солнце дает вам добро. И своим добром вы делитесь с людьми. Давайте пошлем добрые мысли своим родителям, сестрам и братьям, своим друзьям и просто всем знакомым людям, нашим гостям, мне, своему учителю и всей нашей маленькой прекрасной планете, всем пожелаем добра.
А теперь откройте глаза, улыбнитесь и постарайтесь сохранить это ощущение покоя и радости в течение всего дня.
2. Определение доброго человека.
Что для вас значит понятие «Добрый человек»?
Какого человека вы можете назвать добрым? (ответы детей)
3. Упражнение на развитие навыков самопознания «Заселение Дома Доброты».
Перед вами волшебный дом. Как он называется? (дети читают: Дом Доброты)
В Доме два этажа: на нижнем этаже живут добрые люди, на верхнем - самые добрые.
А теперь подумайте и скажите, какой этаж вы выберите для себя? Почему? (ответы детей)
Ребята, кто для вас всех является самым добрым человеком? Кто первым в вашей жизни учил познавать вас добро? У каждого из вас есть такой человек. (Мама)
Давайте споем песню, которую мы недавно учили, песню о любимой маме.
Песня «Құттықтаймын, мама, қуанышыңмен»
4. Игра «Добрый волшебник»
Колпак и «волшебная палочка» передаются по кругу. Каждый ребенок высказывает пожелание для всех людей.
Вам понравилось быть добрыми волшебниками?
Для кого вы можете стать добрыми волшебниками?
Какие добрые дела вам уже по силам? (обсуждение добрых дел, которые сделали ребята, выступая в роли добрых волшебников).
А сейчас вместе с нашим любимым героем из мультфильма «Кот Леопольд» мы споем чудесную, добрую песенку «Если добрый ты».
Песня «Если добрый ты».
5. Создание «Солнышка»
У нас в гостях Солнышко. На каждом лучике ваша фотография. Найдите свой лучик. Он чудесный, правда? Сейчас каждый из вас на своем лучике напишет доброе пожелание, оставив тем самым частичку своего душевного тепла. Пожелание человеку, которого бы мы поселили на втором этаже нашего дома. Самому доброму человеку. (детки пишут пожелания)
Взявшись за руки мы исполняем песню «Спасибо»


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:40 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Тема : Мир цвета

Цель: Формирование способности ощущать красоту окружающего мира. Развитие способностей видеть, чувствовать и понимать мир цвета и его оттенков. Воспитание осознанного отношения к гармонии природы.
Методические приемы: Художественное слово, творческое задание, психогимнастика , наглядный просмотр кассеты, игра.
Материалы: Аудиокассета с мелодиями
3 картины: 1- цветопись настроения, 2- черно-белого замка, 3- замка цветного, большие цветы из бумаги, маленькие разноцветные цветы, разноцветные капельки, видеокассета о природе, разноцветные «алмазы»
Ход занятия:
«Круг радости»
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Это необычный разноцветный мяч! Здесь и желтый, и красный , и синий, и голубой , и зеленый, и белые цвета. А давайте мы , со словом «Здравствуй» подарим друг другу какой – нибудь цвет.
- Саша, здравствуй! Я хочу подарить тебе голубой цвет.Это цвет неба.
- Я очень рада, что вы добры и внимательны друг к другу . а теперь я приглашаю вас сесть на наш волшебный ковер , но сначала пропустим девочек. (вкл. музыка) Садимся ровно и спинки у нас ровные. Слышите музыку? Она зовет нас с вами в путешествие.
Цветопись настроения:
Я скажу вам: « Эни,бени,раба » вы закроете глазки и мы отправимся в путь . А попали мы в удивительную сказку . Посмотрите, перед нами большие ворота, которые открываются и приглашают нас в путешествие по радуге. Мы шагаем по разноцветной радуге. Сверху нам видно всю планету, где есть зеленые леса , голубые моря, желтые пустыни, красные цветы. А вот пошел разноцветный дождь. Капли дождя падают прямо на наши личики! Ловите капли. Посмотрите на ладошку- каплю какого цвета вы поймали? Поднимите капельку к своему уху. Что она вам шепчет, послушайте. Вы можете забрать эту капельку с собой и она всегда будет с вами. Будет вас охранять и помогать. Но нам пора возвращаться из сказочного королевства. Я произнесу волшебные слова « Эни, бени- раба» и вы откроете глаза.
Беседа: Каким цветом была ваша капелька? Что она шепнула вам на ушко?
Вам хотелось вернуться из этого сказочного государства?
А теперь я предлагаю вам наклеить капельки разноцветного дождя под нашим зонтиком. Сначала мы предложим это сделать девочкам...
Какие вы молодцы! Посмотрите на наш волшебный зонтик. Какой он стал необычным, разноцветный, радужный, игривый!
Разминка:
Я сейчас предлагаю нам поиграть. Волшебство начинается. Я скажу волшебные слова и вы превратитесь в бабочек…
Бабочки резвятся, летают с цветка на цветок, а музыка прекратится бабочки летят на волшебные цветы. Но будьте осторожны не столкните бабочку соседку с цветка, не пораньте крылышки и будьте внимательны друг к другу.
Какие у меня бабочки добрые, внимательные! А сейчас я скажу волшебные слова «крекс-пекс-фекс» и вы опять превратитесь в детей… Я предлагаю пройти на ковер и послушать интересную и необычную сказку…
Сказка: За горами, за лесами находится Царство красок. Это необыкновенно красивое царство. Все краски живут в нем в мире и согласии. Каждая краска с утра и до вечера занята своим делом. Желтая краска каждое утро красит солнышко в желтый цвет: зеленая краска красит травку, листики на деревьях, красная – цветы, спинку божьим коровкам; голубая – небо, моря… Я вам сейчас покажу это царство, красивое царство? И вот однажды, в царстве красок произошла интересная история. Черная краска захотела быть самой главной краской и покрасила все Царство в черный цвет! Посмотрите, что из этого поучилось… Царство красок стало мрачным и страшным (показать черно-белую картинку дворца).
Вам понравилось сказка?
Вы хотели бы жить в этом царстве? Почему?
А как вы думаете можно обойтись без красок? Почему?
А может быть мы сможем помочь чем-нибудь?
Давайте вернем яркие краски этому сказочному государству…
Эмоциональное состояние:
Я предлагаю выбрать вам цвет, который по вашему, мнению, нужен в этом царстве. Вы молодцы! Вы добрые и отзывчивые дети, и я думаю что в этом царстве теперь все должно быть в порядке. Закройте глаза… Сейчас произойдет чудо…(воспитатель меняет картинку, где изображены разноцветный дворец)
Вам приятно было оказывать помощь?
Какое у вас теперь настроение?
«От сердца к сердцу»
А для вас я тоже приготовила сюрприз. Подойдите и посмотрите, что у меня в руках? Это разноцветные «алмазы». Давайте подарим друг другу эти «алмазы» с добрыми пожеланиями.
«Саша я дарю тебе «алмаз» желтого цвета и желаю чтобы у тебя всегда было хорошее настроение!».
А теперь вытяните руки с алмазами вперед и посмотрите, какие они разноцветные и красивые, как мир вокруг нас!
Ребята, а ведь мы с вами слышали песню про дружбу и мир, давайте споем ее.(выключается фонограмма песни «Мир похож на цветной луг»).


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:41 | Сообщение # 9
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Сейталиева С.Х воспитатель ГККП «ДУВЦ № 46 «Ручеек»

Мангыстауской области

ТЕМА: «Мой край родной»

Для старших групп

Цель занятия:

Закреплять представление о Казахстане как о дружной стране, развивать интерес и любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.

Методические приемы:

Беседа, объяснение, игра, вопросы.
Материал: иллюстрации с видами природы и городов Казахстана (можно показать видеофильм или слайды); фотографии и плакаты, с изображением детей в костюмах разных национальностей; аудиозапись со звучанием домбры; мяч, выставка рисунков детей на тему: «Мир дому твоему», картинки – разноцветные кружочки (по количеству детей), на которых изображены улыбки, ладошки, сердечки, солнце.

Ход занятия:

Предлагаю поиграть в игру-разминку «Хорошо» (дети стоят в кругу):

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо!

Приглашаю детей на первую полоску (это старт).

Дети отвечают на вопросы и по мере ответов делают шаг вперед по наклеенным полоскам.

- Ребята, сегодня не простое утро. Сегодня утро радостной встречи!

Посмотрите, сколько здесь разноцветных кружочков (кружочки лежат на последней полоске, на линии финиша). Но до них дойти не просто, сначала надо выполнить задания. Кто доберется до кружочка, перевернет его и увидит, как нужно сегодня поприветствовать друг друга.
У кого нарисована улыбка – улыбнется друзьям. У кого ладошка – пожмет руку.
У кого нарисовано сердечко – обнимет друга, у кого солнце - скажет доброе слово.

- Ребята, в игре – разминке «Хорошо» вы сказали, что хорошо быть казахстанцем. А кого можно назвать казахстанцем? (Ответы детей).

- Казахстанцы – это мы, потому что мы живем в Казахстане.

- Казахстанец каждый из нас, потому что наша Родина - Казахстан.Родина – Казахстан

В Казахстане живут люди разных национальностей. Назовите их.
Все народы Казахстана живут дружно, мирно, любят свою Родину. (Воспитатель обращает внимание на выставку детских рисунков «Мир дому твоему»). Посмотрите, какие замечательные рисунки вы нарисовали! Обратите внимание на светлые лица людей! Все они добрые и веселые! Ведь главное – это мир и дружба! Ребята, а какие пословицы вы знаете о мире, дружбе? (По мере ответов дети делают шаг вперед по наклеенным полоскам).

Дружба объединяет даже очень разных людей.

Нет друга, так ищи, а нашел – береги.

Дружбой умей дорожить.

В дружбе будь как мед.

Дашь – получишь, посеешь – пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Дружба дороже денег.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Те, кто оказался на последней полоске (кто быстрее дошел до финиша), берут разноцветные кружки, рассматривают рисунок и выполняют то, что нарисовано. У кого нарисована улыбка – улыбнется друзьям. У кого ладошка – пожмет руку. У кого нарисовано сердечко – обнимет друга, у кого солнце – скажет доброе слово.

Предлагаю сесть за столы.

Стихотворение «Наша страна»

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землёй пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти!

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

Ребята, на свете очень много стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей).

А почему в стихотворении говорится, что такой страны, как у нас не найти? (Необходимо побуждать детей отвечать словами из стихотворения. Например: Глубоки наши светлые воды, в нашей стране и т.д.).

Какая страна для человека дороже всех на свете? (Много есть на свете хороших стран, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина! Она дороже всех на свете.)

У каждого человека есть Родина. А как вы понимаете слово «Родина»? (Это край, где мы родились. Здесь живут самые близкие люди. Всё здесь для нас родное. Есть большая Родина – это Казахстан, а малая Родина – это наш город, родной дом, двор).

Скажите еще раз, как называется наша Родина?

Каким словом можно заменить слово «Родина»? (Отечество)

Почему мы можем назвать нашу Родину Отечеством? (В этой стране жили наши деды и живут наши отцы).

Ребята, давайте послушаем казахскую народную музыку. Вы услышите, как играет домбра и увидите, насколько прекрасна наша страна, которая раскинулась на степных просторах от синего моря до снежных гор.

Во время звучания музыки можно показать видеофильм (слайды, картины или иллюстрации) о Казахстане.

Слово «Родина» очень похоже со словами «родная», «родной». Например: «родной дом». Подумайте, какие еще можно составить словосочетания.

Задание выполняется с мячом: кому бросают мяч, тот и отвечает

Родная земля, страна, речь, природа, сторона, мама, бабушка, семья, сестра. Родной Казахстан, край, человек, папа, дедушка, брат. Родное отечество, слово. Родные просторы, края, поля.

Ребята, а какая птица является символом мира, дружбы? (голубь)

Давайте изготовим птицу – голубь и, чем больше их будет, тем спокойнее будет мир и крепче дружба (ребята из бумаги складывают голубя, дарят их родным, друзьям и знакомым).

Приглашаю детей в круг «От сердца к сердцу».

Счастья, радости, добра

Всем желает детвора!

Дружбой, дети, дорожите.

Родину свою любите!


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:46 | Сообщение # 10
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Информация
о массовом внедрении в организациях образования
в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание»

В соответствии с протокольным поручением Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова (№ 20-47/007-634 (п. 2.2) от 8.10.2009г.) с 2010-2011 учебного года на всех уровнях образования вводится «Самопознание» как базовый предмет в объеме одного часа в неделю.
В целях реализации данного поручения и для организации системной и скоординированной работы Министерством разработан и утвержден План организационных мероприятий по внедрению предмета «Самопознание» в учебный процесс с 2010 – 2011 учебного года.
Введены изменения и дополнения в Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования (приказ МОН РК № 367 от 9 июля 2010 г.).
Утверждены учебные программы по предмету «Самопознание» для 1-11 классов общеобразовательных школ (приказ МОН РК № 71 от 18 февраля 2010 г.).
В связи с введением «Самопознания» как базового предмета в 7-11 классах инвариантная учебная нагрузка увеличивается на 1 час.
Введение предмета «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс старших дошкольных групп, групп и классов предшкольной подготовки в объеме 1-го занятия в неделю в рамках учебного базисного плана проводится за счет 0,5 ч. в области предмета «Познание» и 0,5 ч. в области «Здоровье» ГОСО дошкольного воспитания и обучения 2008 года.
В связи с тем, что до настоящего времени отсутствовал госзаказ на подготовку учителей по специальности «Самопознание», преподавать данный предмет в 1-4 классах будут учителя начальных классов, в 5-9 классах - учителя-предметники, а в 10-11 классах учителя «Этики и психологии», социальные педагоги и психологи, прошедшие курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание».
Категории учителей сохраняются в соответствии с Правилами аттестации педагогических работников утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 16 от 22 января 2010 года.
Утвержден Государственный общеобязательный стандарт образования для высших учебных заведений по специальности «Социальная педагогика и самопознание».
На подготовку кадров с послесредним образованием по специальностям «Начальное образование» (квалификация «Учитель самопознания»), «Дошкольное воспитание и обучение» («Воспитатель самопознания»), высшим и послевузовским образованием по специальности «Социальная педагогика и самопознание» из республиканского бюджета предусматривается выделение дополнительных 300 государственных грантов.
В организациях технического и профессионального образования в 2009 году впервые размещен государственный образовательный заказ из республиканского бюджета по специальностям «Начальное образование» - 50 мест, «Дошкольное воспитание и обучение» - 25 мест (с квалификацией «Учитель самопознания») в Гуманитарном колледже «Самопознание» Центра «Бобек».
Гуманитарному колледжу «Самопознание» для подготовки учителей самопознания было выделено 30 грантов Акима Алматинской области.
На сегодняшний день объем госзаказа на подготовку кадров по специальности «Начальное образование» (с квалификацией «Учитель самопознания») за счет местного бюджета предусмотрен в количестве 410 мест.
С целью информационного сопровождения внедрения предмета «Самопознание» в учебный процесс разработан медиа-план, в соответствии с которым на каждом областном телевидении созданы телепередачи по нравственно-духовному образованию, издается республиканский научно-методический журнал «Самопознание.KZ».
В т.г. проведен международный научно-практический семинар в г. Костанай на котором были подведены итоги эксперимента, выработаны рекомендации по изучению предмета «Самопознание» и подготовки к внедрению его в систему образования.
По итогам эксперимента Министром образования и науки утвержден приказ о завершении экспериментальной работы по нравственно-духовному обучению и воспитанию (приказ МОН РК от 28 июня 2010 года № 343).
30 июня 2010 года с участием Министра образования и науки РК Туймебаева Ж.К. проведено совещание с начальниками управлений образования областей г.г. Астана и Алматы о готовности организаций образования к массовому внедрению образовательной программы «Самопознание» в 2010-2011 учебном году во всех образовательных учреждениях Республики Казахстан.
Кроме того, 19-20 августа 2010 года Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бөбек» проводит Республиканскую августовскую конференцию работников образования на тему: «Роль и место предмета «Самопознание» в учебно-воспитательном процессе организаций образования Республики Казахстан: опыт и перспективы».
В программе конференции предлагаются: выставка-экспозиция творческих работ экспериментальной деятельности организаций образования регионов, обмен опытом разработчиков программы, педагогов-экспериментаторов, авторов учебника и УМК на секционных заседаниях, мастер классы, дискуссионный клуб, пресс-конференция в режиме он-лайн, круглый стол «Эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса по нравственно-духовному образованию «Самопознание» в организациях образования».
Категория участников: начальники областных управлений образования, директора ИПК, директора департаментов по защите прав детей, руководители и ППС педагогических вузов, гуманитарных колледжей, руководители/педагоги общеобразовательных школ, ДОО, ДД, участвующие в эксперименте по предмету «Самопознание», представители Республиканского Совета директоров ДД, лекторы-тьюторы по нравственно-духовному образованию.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:50 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Каждый урок начинается с "круга радости", во время которого проговариваются приветствия, поются песни, читаются стихи.
Смысл этого педагогического приема – дать каждому ученику почувствовать себя принятым в знакомый ему дружеский круг, где находятся близкие по духу люди.

Взаимоотношения с учителем, наверное, покажутся кому-то невероятными. Ведь невозможно в привычном смысле "преподавать" доброту, любовь и красоту, вещать о духовности с кафедры.

"Учитель в "Самопознании" – это скорее проводник, друг, на него возлагается серьезная миссия нравственно-духовного наставника", – говорит один из разработчиков программы, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института гармонического развития человека национального научно-практического центра "Бобек" Ботагоз Кудышева.

– Педагогу важно знать жизненные проблемы своих воспитанников и осуществлять их нравственно-духовное развитие в контексте этих проблем".

Подготовкой учителей для преподавания этой дисциплины занимаются в институте повышения квалификации. В скором времени на базе педагогических вузов страны будет создан новый факультет "Социальная педагогика и самопознание".


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 19:54 | Сообщение # 12
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Внедрение программы «Самопознание» в Карагандинской области: возможности и перспективы

Проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного общества сегодня представляется особо значимой, ведь четвертую часть населения Карагандинской области составляют дети. В ее решении важная роль принадлежит программе «Самопознание».
«Самопознание» как проект является государственной экспериментальной программой, которая направлена на обучение общечеловеческим нравственно-духовным ценностям в системе образования: от дошкольного до вузовского уровней. Основная идея разработки экспериментального предмета «Самопознание» заключается в приобщении детей, подростков, юношества к нравственно – духовным ценностям в процессе обучения и воспитания. «Самопознание» как предмет нацелен на развитие нравственно – духовной культуры личности ребенка и подростка, осознание смысла своей жизни, освоение высшего предназначения человека через познание своего «Я» - самопознание.

Роль Департамента по защите прав детей заключается в следующем:
- координация деятельности всех заинтересованных структур в целях создания условий для успешного внедрения данной программы в организации образования;
- формирование нравственных приоритетов и духовных ориентиров в обществе, приобщении подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, нравственным идеалам и нормам поведения.

Департаментом совместно с институтом повышения квалификации были разработаны основные направления работы по координации программы «Самопознание» на территории Карагандинской области:
• создание кадрового педагогического резерва в условиях перехода к 12-летнему образованию и внедрению программы «Самопознание»;
• обогащение форм повышения квалификации по проблемам нравственно-духовного образования с участием различных образовательных институтов;
• развитие системы организационно-методической работы с организациями образования;
• поиск эффективных способов пропагандирования содержания программы нравственно-духовного образования «Самопознание»;
• исследовательская деятельность, в которую входит разработка диагностического инструментария для изучения состояния нравственно-духовного воспитания детей, изучение состояния и хода нравственно-духовного воспитания детей, подготовка аналитических отчетов и рекомендаций по коррекции и развитию системы нравственно-духовного воспитания;
• проектная деятельность по изучению и использованию ресурсов международных и республиканских проектов («Школа доброжелательного отношения к ребенку», «Город, дружественный к ребенку», Школа волонтеров) в целях развития образовательного пространства, ориентированного на общечеловеческие, национальные, этнокультурные, региональные, личностные ценности, содействие в реализации вышеуказанных проектов организациями образования области;
• развитие социального партнерства со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, заинтересованными в возрождении нравственно- духовных ценностей (семья, НПО, госструктуры);
Эксперимент по апробации и внедрению данной программы в Карагандинской области осуществляется с 2002 года.

На сегодняшний день в области функционирует 21 экспериментальная площадка, в которых внедрена программа «Самопознание» построенная на принципах системного, комплексного подхода с учетом научно-исследовательской деятельности Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра “Бөбек”: 7 детских садов, 7 общеобразовательных школ, 2 школы-интерната, 3 комплекса «Школа – детский сад» и 2 ВУЗа. По состоянию на 10 декабря 2008 года общее количество детей, участвующих в эксперименте - 2901. В том числе: в детских садах - 365, в общеобразовательных школах – 1379, в школах-интернатах-246, в комплексах Школа-детский сад - 152, в ВУЗах - 759.
Построенный по принципу гуманной педагогики, курс «Самопознание» аккумулирует богатую палитру педагогических методов и приемов и обеспечивает непрерывность духовно-нравственного образования учащихся.

Для технологического и методического оснащения педагогов, занятых в эксперименте, областным институтом повышения квалификации и Департаментом по защите прав детей разработан и внедрен пространственно-средовой проект интегрированной методической работы и воспитательно-образовательной деятельности «Энергия души» (автор-разработчик - старший преподаватель областного ИПК Чеснокова Н.П.). Данный проект способствует личностному и социальному становлению ребенка, а также обогащению программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Основная цель проекта - создание условий вне рамок урока самопознания для самореализации, раскрытия и развития личностного потенциала ребенка, поддержания готовности педагогов к художественно-педагогическому творчеству и профессиональной рефлексии, повышения сплоченности детско-взрослого сообщества. Итоги работы экспериментальных площадок по реализации данного проекта были подведены на Дне Самопознания «Территория профессионального саморазвития», прошедшем 5 ноября 2008 года в ИПК и ПГС РО.

Цель Дня Самопознания: обеспечение организационно-методических условий для развития научно-методического и творческого потенциала участников эксперимента. Была организована отчетная выставка методического и детского творчества по модулям пространственно-средового проекта «Энергия души», прошла методическая мини-конференция по итогам реализации проекта экспериментальными площадками, мастер – класс «Личностная готовность педагога к реализации задач нравственно-духовного воспитания».
В рамках данного проекта в апреле-ноябре 2008 года проведен областной конкурс методических разработок интегрированных уроков нравственно-духовного развития, что создало дополнительную мотивацию для профессионального роста и совершенствования педагогов области.

Задачи конкурса:
- усиление ценностного смысла в содержании учебных дисциплин естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений за счет реализации ключевой роли интегрированного предмета “Самопознание”;
- содействие использованию интегрированной системы профессиональных знаний и умений в решении комплексных задач нравственно-духовного образования.

Участники конкурса были распределены по 4 категориям:
 педагоги экспериментальных организаций образования, апробирующих УМК предмета “Самопознание”;
 резерв преподавателей предмета “Самопознание” /педагоги, прошедшие обучение в областном ИПК и ПГСРО, РИПК СО, НЦ “Бобек”/;
 преподаватели других учебных дисциплин, творчески решающие задачи самопознания и нравственно-духовного развития личности;
 методисты городских (районных) методических кабинетов, центров развития и психологических центров в любой их четырех групп (категорий), педагоги-психологи, классные руководители.
Финал областного конкурса прошел 5 ноября 2008 года в ИПК и ПГС РО Карагандинской области в рамках Дня Самопознания» в форме публичной презентации методических разработок интегрированных уроков.

В финал вышли 12 участников по 3 претендента в каждой из 4-х категории. Победители, призеры и участники награждены почетными грамотами и благодарственными письмами.
В условиях предстоящего массового внедрения предмета «Самопознание» усиливается роль участников эксперимента в приобщении всех субъектов образовательного пространства к философии, ценностям и задачам возрождения нравственно-духовной культуры общества через программу «Самопознание». В связи с этим был разработан план совместной деятельности, в рамках которого Департаментом по защите прав детей совместно с управлением образования, ИПК и ПГС РО в 2008 году были проведены областные семинары: на базе нашего департамента, детского сада «Жулдыз» г. Караганды и средней школы №11 г. Жезказган, круглый стол для специалистов отделов образования, педагогов экспериментальных площадок по «Самопознанию» на базе ИПК и ПГС РО.

В целях создания благоприятных условий для внедрения и апробации предмета «Самопознание» на экспериментальных площадках Карагандинской области в преддверии его массового внедрения в организациях образования, в соответствии с Планом Департамента на 2008 г. 20-23 ноября 2008г. проведен анализ работы методических служб отделов образования гг. Караганды, Темиртау, Жезказган.
В целях совершенствования координации, руководства и контроля апробации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» методическим службам отделов образования городов, районов были даны рекомендации.

Проведенный анализ работы методкабинетов по сопровождению эксперимента позволил констатировать уровень достигнутого во внедрении предмета «Самознание», выявить проблемное поле и определить пути их решения для достойного представления работы по внедрению и апробации предмета «Самопознание» во время предстоящего на базе Карагандинской области республиканского семинара «Научно-методические ориентиры нравственно-духовного образования «Самопознание» в апреле 2009 г.

Таким образом, вся наша координационная, просветительская, информационная и пропагандистская работа направлена на достижение общей для всех цели, а именно на возрождение общечеловеческих ценностей через образовательный процесс, усиление ценностного потенциала образования в целом и его вклад в судьбу каждого человека». Достижение этой цели связано с развитием человеческих ресурсов.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:03 | Сообщение # 13
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
С 1 сентября 2010г. во всех учебных заведениях Казахстана вводится новый учебный предмет - самопознание.
"На протяжении многих лет в нашей республике проводился эксперимент в дошкольных учреждениях, школах, профессиональных учреждениях системы образования. Фактически весной этот эксперимент был завершен. С 1 сентября текущего года, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузами, повсюду будет внедряться новая учебная дисциплина - самопознание, нравственно-духовное развитие личности", - сообщила Раиса Шер, председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК.
"Сегодня мы изучили мировой опыт, во всем мире люди находятся в поиске, как сделать так, что бы люди обращали внимание на общечеловеческие ценности, чтобы качество жизни людей в этом отношении изменилось. У нас много материалов, много внимания этому в различных предметах уделяется, но системы не было. Сейчас будет такая система, она создана", - отметила она.
Кроме этого, Р. Шер сообщила о том, что 19 августа в Алматы пройдет конференция по внедрению нового предмета - самопознания.
"На конференцию приглашены представители различных уровней образования, школьники, учителя, преподаватели вузов, начальники областных управлений образования, директора департаментов", - пояснила она.
По ее данным, для подготовки специалистов по самопознанию, "регулярно проводились различные курсы, семинарские занятия, практикумы, куда приглашались воспитатели, учителя, преподаватели, родители". "Готовность номер один", - подчеркнула Р. Шер.
Р. Шер пояснила, что "предмет направлен на развитие общечеловеческих ценностей: доброты, порядочности, толерантности, патриотизма, уважения


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:09 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
На уроках самопознания нет привычных лекций и ответов у доски. В уютной и непринужденной обстановке в специально оборудованном кабинете учитель ведет беседу с учащимися. Ребятам особенно нравится проигрывать диалоги, отстаивать свою точку зрения, считаясь с мнением других. Дети становятся более уверенными в себе, не боятся высказать свою мысль, даже если она не совпадает с мнением большинства. Учатся размышлять, выходя за рамки привычных стереотипов. «Мои ученики – мои единомышленники. Мы понимаем друг друга без лишних слов, достаточно того, что стараемся дарить друг другу добро и пытаемся быть счастливыми. Доброе дело – это и есть счастье».

Самопознание предполагает тесное сотрудничество с родителями. Творческие домашние задания рассчитаны на совместную работу всех членов семьи. У родителей появляется потребность пополнить свои знания об общечеловеческих ценностях. Предмет помогает мамам и папам задуматься о том, как научить ребенка быть честным, добрым, милосердным, как развить у него чувство любви к себе и окружающим. И родители, и дети вдруг понимают, что не умеют говорить о своих чувствах друг к другу.
Вот мнение одной из родительниц: «Предмет «Самопознание» любимый в нашей семье. Моя дочь стала веселая, доброжелательная, заботливая. Она изменилась. И я стала другой, более внимательной, терпимой, в нашей семье стало интереснее жить».

Для успешного внедрения новой дисциплины необходимо уделить особое внимание подготовке кадров, потому как главная миссия учителей самопознания – быть хорошим педагогом, достойным человеком, способным вести, но не настаивать, предлагать, но не навязывать.

Требования к оформлению кабинета самопознания – особенные. Он должен быть уютным, светлым. Для маленьких ребятишек обязателен ковер на полу, для ребят постарше – круглый стол. Красивые шторы, мягкий диван, игрушки, видео- и аудиоаппаратура, цветы, картины – все это создает необходимый комфорт и помогает детям раскрыться. Такие кабинеты будут оборудованы в каждой школе области.

Для того чтобы предмет «Самопознание» успешно вписался в учебный процесс, требуется время, финансы и непрестанная работа педагогов.
Разработкой учебной литературы занимается республиканский центр «Бобек» и Институт гармоничного развития человека.
Помимо традиционных учебников на государственном и русском языках готовятся их электронные версии.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Суббота, 30.10.2010, 20:12 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Курс по выбору Самопознания
Пояснительная записка.

Воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей является одной из важнейших задач современной педагогики. Национальная система образования ориентирована на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Исходя из вышесказанного, определим цели и задачи курса «Самопознания».
Цель: формировать первоначальные представления учащихся о таких ценностях, как знания, самопознание, учение, труд, познание себя, и других.
Задачи:
• Привить школьникам интерес к самопознанию,
• дать знания об основных нравственно-духовных ценностях,
• сформировать позитивное восприятие самих себя и окружающего мира,
• формирование умения аргументировано обосновывать свои убеждения;

Читать http://ozinozitanu.ucoz.kz/index/for_parents/0-9


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
Форум (общение на сайте) » Кафедра содержания и методов обучения » Самопознание » РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание» (РЕКОМЕНДАЦИИ по введению предмета «Самопознание»)
Страница 1 из 212»
Поиск: