Суббота, 10.12.2016, 01:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  города Астаны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум (общение на сайте) » Раздел молодого учителя » Организация помощи молодому учителю » Советы молодым педагогам (Советы молодым педагогам)
Советы молодым педагогам
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 21:59 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Не по наслышке знаю, как трудно бывает молодому специалисту на первых порах. Вопросов много, а ответы узнать зачастую не у кого: бывает так, что этот молодой специалист - единственный учитель данного предмета в школе (у меня так было). Предлагаю: молодым специалистам - обращайтесь с любыми вопросами: методическими, организационными; а учителям со стажем - давайте поможем нашим молодым коллегам!

1. Будьте оптимистами! Педагогика – наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм).

2. Не забывайте самого главного: дети – существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже).

3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям.

«Рядовые необученные» не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть.

4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли.

5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т.п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые – это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети – родителей.

6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всеми, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно.

7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми – все первое.

8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете – они вас невзлюбят; если наоборот – сначала прижмете, а потом отпустите – они вам будут благодарны.

9. помните: ваше главное дело – это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят.

10. Не торчите на глазах у детей без дела.

11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо.

12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. «В сомнении – воздерживайся».

13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»

14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.

15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ.

16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас.

17. Хвалите самого себя три раза в день утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: «Я – гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя».

18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать – ваша главная обязанность.

19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

А теперь две самые последние цитаты.

«Учитель – будь человеком!» (П.П. Блонский).

«Не пищать!» (А.С. Макаренко).


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 22:03 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Ждем ваших дополнений...

1.Создавай ситуации успеха;
2.Помни - твое поведение - пример твоим воспитанникам;
3.Будь одинаково справедлив ко всем ученикам;
4.Оценивай поступок, а не личность;
5.Ошибся - извинись, но ощибайся и извиняйся реже;
6.Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них;
7.Прежде чем воспитывать личность, сам стань личностью;
8.Желаешь учить детей, учись сам!
9.Узнавай, чем "дышат" дети и умей поговорить с детьми вне урока;
10.Если хочешь, чтобы дети мыслели творчески и нестандартно, учи творчески и нестандартно;
11.Уважай учеников, и они будут уважать тебя!
12.Заинтересуешь детей - не будет проблем с дисциплиной;
13.Уделяй особое внимание неуспевающим и одаренным;
14.Домашние задания должны быть интересными, выполненными и проверенными.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 22:17 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.
Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами.
Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь.
Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.

В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

– дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.

Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя».
В портфолио входят:

•Общие сведения об учителе;
•Диагностика успешности;
•Нормативные документы;
•Открытые уроки;
•Доклады, публикации, творческие наработки;
•Памятки начинающему учителю;
•Работы учащихся;
•Дидактические материалы;
Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.

Значительную роль отводится работе в школе молодого учителя таким направлениям:

•Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
•Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
•Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
•Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
• Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
•Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.

Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей… Открытые уроки, которые проводят опытные аттестуемые учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:

– индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильных учащихся;
– дифференцированный подход в бучении;
– интерактивные формы и методы обучения;
– нестандартные ситуации на уроках;
– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий…

Это помогает учителю рационально выбирать тип урока, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.
Важную роль в планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп играет диагностика молодых учителей.

Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 22:23 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
«Требования к современному уроку»:

I. Основные требования к организации уроков

1. Дидактические требования:

1.1. Определение образовательной цели;
1.2. Осуществление дидактических принципов обучения;
1.3. Выбор рациональных методов, приёмов, способов;
1.4. Использование межпредметных связей.

2. Воспитательные требования к уроку:

2.1. Постановка воспитательной цели урока;
2.2. Учёт индивидуальных особенностей учеников (уровень интеллектуального развития, мотивация отношения к обучению, стимулирующие методы)

3. Психологические требования:

3.1. Организация и осуществление восприятия, усвоения, запоминания и осмысления получаемой учебной информации;
3.2. Развитие внимания учеников, его концентрация на сложных понятиях, правилах, законах;
3.3. Использование мнемоничных приемов (механического и смыслового запоминания, тренировка умений на уроке);
3.4. Умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.

4. Гигиенические требования к уроку:

4.1. Обеспечение разумного чередования разнообразных методов и приемов работы на уроке с целью предупреждения утомляемости, перегрузки, особенно при подаче трудной для восприятия темы;
4.2. Соблюдение режима гигиены, проветривание в классе;
4.3. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, своевременное проведение физкультминуток;
4.4. Явка учителя на урок в абсолютно здоровом состоянии.

II. Типология уроков включает урок освоения новых знаний, урок развития навыков и умений, урок использования знаний, умений, навыков, урок обобщения и систематизации ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, комбинированный урок.

III. Основные этапы урока:

– организация начала урока (1-2 мин.) – настрой учащихся на урок;
– сообщение темы, целей задач урока (тему обязательно записывать на доске, в тетрадях);
– мотивация (где изучаемый материал применяется в учёбе, в жизни…)
– актуализация (опора на полученные знания);
– восприятие (сравнения, наблюдения, объяснения, словарная работа, лабораторная, практическая работа, исследования…)
– осмысление (анализ, синтез, абстрагирование…)
– упорядочивание и систематизация знаний;
– итог урока (как прошёл урок, что нового узнали, оценки, дифференцирование домашнего задания, заполнение дневников).


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 22:27 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Задачи урока:
• образовательная;
• коррекционно-развивающая;
• воспитывающая.
Оборудование урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные ва-рианты):
• по звонку найти свое место;
• взаимное приветствие;
• рапорт дежурного, определение отсутствующих;
• запись числа;
• настрой учащихся на работу, организация внимания;
• проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
• сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить прой-денный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Воз-можные варианты проверки домашнего задания:
• фронтальный опрос;
• индивидуальный опрос с вызовом к доске;
• фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
• индивидуальный письменный опрос;
• уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
• практическая работа;
• программированный контроль;
• проверка тетрадей;
• технические средства обучения.
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, це-ли и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
• загадка;
• ребус;
• кроссворд;
• игра "Четвертый лишний";
• словарная работа (связь с новым материалом);
• проблемный вопрос.
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
• в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
• самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и ис-пользования учебника;
• вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
• чередование беседы и рассказа;
• применение ТСО.
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уча-щихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используе-мые методы:
• беседа;
• работа с учебником;
• работа с тетрадью;
• практическая работа;
• программированные задания;
• дидактические игры;
• ТСО;
• таблицы, схемы, тесты;
• самостоятельная работа.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
• выводы;
• вопросы на понимание изученного материала;
• разбор и запись домашнего задания;
• оценка работы учащихся.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 22:36 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Советы молодому учителю

Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Понедельник, 11.10.2010, 23:06 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Десять советов молодому учителю
Да здравствует молодой учитель!
Неправильно, когда на молодого учителя смотрят только перспективно. Конечно, со временем он станет более умелым, самостоятельным, приобретет навыки, приемы, достигнет мастерства. Но в то же время он может утратить ту непосредственность и очарование молодости, черты, свойственные только молодому учителю, которые подчас приближают к нему ребят сильнее, чем мудрость пожилого мастера. Походы, спектакли, вечера, бесконечные разговоры, доверительность - молодости это доступнее, легче и интереснее. Моим первым ученикам, наверное, было интереснее со мной, чем нынешним. С первыми я больше возился. Нет, в школе обязательно должны быть молодые учителя. Без них жизнь скучная, неинтересная, пресная.

Итак, да здравствует молодой учитель! У нас полшколы - молодые учителя. Они вовсю проявляют себя на капустниках, школьных вечерах, соревнованиях типа КВН, а еще тогда, когда выпускают стенные газеты. Именно они имеют наиболее тесный и естественный контакт со старшеклассниками. Контакты бывают разного рода. Есть контакт и в классе. Тут, конечно, больше ошибок - теоретических, методических и психологических. Молодые учителя импульсивны, в манере их поведения много общего с тем, как ведут себя старшеклассники. Это их роднит и сближает, и дает им право (или они его присваивают себе сами) судить как бы со стороны. У них есть преимущество людей, не совершивших ошибок, хотя бы потому, что они еще вообще не действовали. Тут молодые учителя и старшеклассники почти на равных, они, как это теперь называют, консолидируются и представляют собой довольно устойчивую школьную социальную силу. Их оценки школьных событий и проблем во многом совпадают, они понимают друг друга без лишних слов. Именно через молодых учителей, их участие, их поддержку легче выйти на старшеклассников и привлечь их к делу. А молодежь как раз и должна быть активным участником любого школьного дела, а то и застрельщиком.

Но, скажу откровенно, есть черты, которые меня очень волнуют. Я заметил: нынче многим молодым учителям свойственно какое-то философствование, какая-то ложная умудренность: было, все было... Как будто было с ними. Отсюда - пассивность, инертность. Но у нас - дети! И что бы ни творилось в мире, какие бы истины не перевешивали, есть и непреложное: Родина, ее история и будущее, совесть, честь, порядочность. Конечно, походы, КВНы - это хорошо. Однако, когда я говорю об инициативности, я имею в виду прежде всего не развлекательство. Активность - это не «два притопа, три прихлопа». Это общественная мысль, забота, это перспективная идея и ее воплощение, это конструктивность. Все это - свойство молодости. Вот почему надо, чтобы школьный коллектив хотя бы наполовину состоял из молодых учителей, похожих одновременно на учеников и на маститых преподавателей. Именно молодых, нынешних, а не тех, которые из них потом вырастут. Те будут уже другие, у них будет другое отношение к жизни и другие возможности.

Может быть, чтобы стать потом педагогической основой школы, тебе сейчас надо не упустить того, что может подарить человеку только молодость. Очень желаю тебе этого и потому, не становясь в позу всезнающего, всепонимающего и всеумеющего сверхспециалиста, этакого педагогического супермена (таковым я себя не считаю), хочу дать тебе несколько советов. Годы и опыт не дают гарантии от ошибок и неверных суждений. И если я беру на себя смелость советовать, то делаю это просто так, без всяких притязаний. Просто по-дружески.

Советы молодым учителям

Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть достоинство. И это достоинство - дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера. Впрочем, наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - это значит понять, по душе ли тебе труд учителя. Действительно, если труд - твой, если ты его любишь, то он и в процессе, и в результате приносит тебе удовлетворение. Вот ты и постарайся понять, твой это труд или дядин. Но не торопись с выводами.

Сначала вникни в мой второй совет. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, они передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?». Это другая крайность, в противовес самомнению.

И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твердый. Меняющийся». Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным… В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.

Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель - только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты сосредоточишься только на самом себе. Помимо обязательной программы у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Будучи молодым учителем, я, например, увлекался туризмом. В студенческие годы я был активным участником институтских походов, писал туристские песни. Увлечение туризмом тогда охватило почти все факультеты, мы сплотились в дружную и довольно большую семью. Я подружился с Юрой Визбором, Адой Якушевой, Борисом Вахнюком и другими. Участвовал в шлюпочном походе Москва - Куйбышев, ездил на Кавказ в альпинистский лагерь, ходил в большой лыжный поход по Великолукской и Псковской областям, последнее студенческое лето как инструктор туристского лагеря исходил почти все Подмосковье.

В школу я пришел с огромным энтузиазмом, запасом навыков, опыта, песен и большого желания научить туризму своих учеников.

Во-первых, будучи классным руководителем, я, можно сказать, сразу завоевал свой класс именно тем, что почти каждое воскресенье отправлялся с ребятами в поход. Во-вторых, среди учительской молодежи у меня нашлись сторонники и сподвижники. Мы стали проводить общешкольные слеты, где обязательными атрибутами были костры, песни, туристские эстафеты. В-третьих, каникулы у нас стали временем многодневных походов. В-четвертых, благодаря повальному увлечению туризмом, в школе стало намного интереснее, чем раньше, образовался устойчивый нравственный микроклимат, стиль взаимоотношений товарищеских, открытых, веселых. Пожилым учителям поднять такое дело было бы не под силу.

Позднее, когда мы создавали в нашей школе музей-клуб В.В. Маяковского, молодые учителя тоже были наиболее активной силой, без их поддержки, инициативы и просто участия в деле вряд ли бы что-нибудь получилось. Они ездили в литературные экспедиции, ставили с ребятами сцены из пьес Маяковского, руководили выпуском школьного альманаха, проводили конкурсы юных чтецов и художников, оборудовали экспозицию, готовили экскурсоводов, участвовали в литературных встречах, вечерах, диспутах.

И опять же надо помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны - тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.

Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он эрудит, или он хороший методист, или он энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности у учителя тоже хороши.

Поэтому мой четвертый совет: помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это чисто условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, которые только дают уроки, а после звонка их как корова языком слизала, или такие, у которых дети стоят на головах, а они орут на них и оскорбляют. Да, я тоже таких знаю. И советую тебе помнить, чтобы ты таким не был, что они несчастны, так же как и их ученики.

Я бы с радостью сформулировал свой пятый совет так: будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.

Я отнюдь не хочу выглядеть в твоих глазах этаким бодрячком. В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И у меня иногда просто опускаются руки. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают... Но надо преодолевать. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций. И у тебя это будет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Не будь лапшой. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего.

Да, мы иногда идем на разного рода компромиссы, и это не противоречит тому, что я только что сказал. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего учительства.

Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Хотя, впрочем, недотепа - это тоже образ, и иногда довольно симпатичный, пусть даже смешной. И, конечно, образ чисто внешний. Внутри у тебя, дорогой мой, должно быть все четко и уверенно.

Шестой совет может показаться банальным: будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» - это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Скажу откровенно: я тоже иногда вру. Не обманываю принципиально, а так... привираю для красы.

Совет седьмой тоже не нов: цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..

Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Или ты называешь какую-нибудь фамилию, а они смеются, потому что в классе есть однофамилец.

Не надо смотреть на юмор, как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать край, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.

Не надо быть мнительным. Я знал учительницу, она не была лишена юмора. Но когда дети смеялись, ей казалось, что дети смеются над ней. И она злилась и кричала, и урок шел кувырком. У нее был комплекс неполноценности, но об этом никто не знал, так как щитом были самоуверенность и чванство.

Совет восьмой: будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует или выступает. Он - как будто уже и не он, а кто-то другой, по его понятиям, лучше того, каким он является на самом деле, а на самом деле - хуже, потому что искусственнее. Он притворяется, и это всем понятно.

Самое главное в том, что такой учитель как бы приручает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвкусица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становятся учителями, причем такими же. Вот какие основы мы закладываем, и как прочно.

Между тем романтики, увлеченные учителя, не обязательно говорят с пафосом. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети.

Совет девятый проистекает из восьмого: не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.

Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие, все-таки, играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно.

Это - твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользает ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.

И мой последний, десятый совет: обрети ее. Я говорю «обрети», но, может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Может быть... Но она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.

Гражданская позиция, прежде всего, - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.

И, наконец, самое последнее: не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложных истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!

Заслуженный учитель России, академик Академии творческой педагогики Семен Рувимович Богуславский


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
LevchenkoДата: Вторник, 26.10.2010, 22:29 | Сообщение # 8
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 266
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Советы молодому учителю

1.Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.
2.Изучите материал этого раздела.
3.Проанализируйте учебный материал.
4.Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы вы хотели достичь в результате урока.
5.Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.
6.Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
7.Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.
8. Продумайте структуру урока, его ход.
9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
10. Повториьте про себя или вслух узловые моменты плана.
11. Проверьте себя:

•какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке;

•какое умение формируется на данном уроке;

•какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;

•какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно - недисциплинированных. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: " Кто не выполнил домашнее задание?" Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.


Люди работают большую часть времени, чтобы жить, а незначительное свободное время, остающееся у них, настолько беспокоит их, что они всеми способами стараются от него избавиться. Иоганн Гёте
 
Форум (общение на сайте) » Раздел молодого учителя » Организация помощи молодому учителю » Советы молодым педагогам (Советы молодым педагогам)
Страница 1 из 11
Поиск: